Главные новости России и мира сегодня

Су-35 в тумане: спасет ли Путин проваленный контракт с Индонезией?

 

В середине прошлого года источник в Минобороны подтвердил журналистам, что армия будет закупать истребители пятого поколения Су-57, как этого потребовал Владимир Путин. Президент тогда призвал поскорее обновлять парк ВКС российскими новинками. На совещании в Сочи он сказал, что к 2028 году в Вооруженных Силах должны появиться три авиаполка, основной боевой машиной которых будут истребители Су-57.

Но поставки этой машины будут вестись параллельно с вооружением ВКС истребителями поколения 4++ Су-35. В военном ведомстве почему-то пообещали продолжить закупать Су-35 даже после того, как начнутся первые поставки новейших и более совершенных Су-57. До конца прошлого года в войска должны были передать еще два десятка Су-35, хотя первые контракты на их поставку в Минобороны были выполнены еще в 2015-м.

Такую верность поколению 4++ можно объяснить только одним – коммерческими соображениями. Например, в прошлом году Алжир не только подписал контракт на поставку 14 самолетов Су-57, став первым приобретателем российского истребителя пятого поколения, но и заказал для своих ВВС еще и по 14 «старичков» — бомбардировщиков Су-34 и истребителей Су-35. Переговоры об их закупке, как сообщалось, шли очень долго и сопровождались дебатами в алжирском правительстве на тему, что лучше: купить побольше уже знакомых Су-30, заказать новые самолеты российского производства или обратиться к другой стране. Однако усиление ВВС Марокко целым полком истребителей F-16 Viper и появление у Италии американских самолетов пятого поколения F-35 подтолкнули алжирские власти к принятию именно такого решения.

Су-57 алжирцы изучили на авиасалоне МАКС-2019, а представитель этой страны стал одним из немногих иностранцев, кому довелось опробовать машину на тренажере.

Поставки должны быть завершены в 2025 году. К этому времени алжирская армия развернет две эскадрильи Су-30МКА, одну МиГ-29М2, одну Су-35, одну Су-57, две эскадрильи модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24 и одну Су-34. Переучивать пилотов на новую технику собираются на российских Як-130.

Стоит ли говорить, что такой успех на алжирском направлении наш авиапром собирался развить и на других. Но что-то пошло не так…

Как сообщает «Военное обозрение», несмотря на острое желание Индонезии приобрести крупную партию истребителей Су-35, эта страна неожиданно подвергла российские боевые самолеты резкой критике. Отставной командующий индонезийской ПВО Эрис Хэриянто на страницах издания IndoAviation заявил, что потенциал Су-35 существенно ограничен в сравнении с более передовыми машинами своего класса. При этом он четко все аргументировал.

Во-первых, Су-35 является развитием предыдущего типа самолета, а именно истребителя Су-27. Сам Хэриянто был немало удивлен, когда Джакарта приняла решение закупить эту машину, хотя в тот момент на рынке уже имелась платформа 5-го поколения с возможностями «стелс». «Военное обозрение» предполагает, что речь в данном случае идет об американских истребителях-бомбардировщиках пятого поколения F-35. По словам Хэриянто, Су-35 способен проявить себя лишь при низкой скорости полета. Он указывает, в первые годы независимости Индонезия обзавелась целым рядом самолетов передовых типов: стратегическими бомбардировщиками Ту-16, самолетами-разведчиками OV-10 и Р-51, истребителями F86F, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. В современных условиях требуется аналогичный подход – сделать ставку на реактивный стелс-истребитель 5-го поколения.

Во-вторых, Су-35 имеет пассивный радар, уступающий по эффективности действия РЛС с АФАР. При этом немало платформ уже обладают продвинутой радиолокационной станцией, включая Saab JAS 39E/F Gripen, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

В-третьих, Су-35 имеет слишком большие для класса истребителей размеры, поэтому, со слов бывшего командующего, его легко обнаружит самолет противника. Хэриянто, ранее летавший на F-16 Fighting Falcon и F-5 Tiger II, поясняет, что в современных воздушных боях шанс одержать победу имеют самолеты, которые в состоянии обнаружить неприятеля первыми.

В-четвертых, как он считает, обслуживание российского самолета обходится слишком дорого – в отличие от F-35, который уже широко разошелся по миру. И хотя никаких сравнительных цифр индонезиец не привел, с учетом того, что Су-35 сравним по стоимости с F-35, очевидно, что выбор может быть сделан в пользу американца. Подобная критика, по мнению экспертов в области вооружений, так просто не появляется. Как правило, за ней стоит намерение очередного партнера отказаться от приобретения ранее присмотренного товара. А значит, по репутации и карману компании «Сухой», переживающей нынче и без того сложные времена, будет нанесен еще один чувствительный удар.

Видимо, вся надежда теперь на Путина, который буквально вчера поздравил президента Индонезии Джоко Видодо с 70-летием установления дипломатических отношений между нашими странами и призвал вывести эти отношения на уровень стратегического партнерства.

Только получится ли?..

Максимилиан Шульц 

 

Вам также может понравиться