Главные новости России и мира сегодня

Черные дыры отечественного флота

 

В одной из последних публикаций мы затронули тему бессмысленности модернизации так называемых «белых лебедей» – межконтинентальных сверхзвуковых стратегических бомбардировщики Ту-160, которые стали поступать на вооружение почти 40 лет назад. В эксплуатации они крайне дороги, эффективность их боевого применения весьма сомнительна. Но, оказывается, по этому порочному пути идут не только Воздушно-космические силы…

Наш славный Военно-морской флот тоже собирается «омолодить нутром» своих ветеранов, продлив срок службы атомных подводных лодок проекта 949А «Антей» с их последующей модернизацией.

Поговаривают, что прежний главком ВМФ адмирал Владимир Королев не был большим сторонником этой сомнительной идеи и должности лишился, в том числе, за фактический срыв программы модернизации «Антеев». Его преемник, адмирал Николай Евменов, урок усвоил и стал уделять этому вопросу приоритетное внимание. Поначалу даже появились сообщения, что четыре модернизированные подлодки проекта 949А «Антей» могут быть переданы Тихоокеанскому флоту уже до 2021 года.

Реализовать эти планы так и не удалось, однако впоследствии стали поговаривать, что модернизация «Антеев» возможна уже под гиперзвуковую ракету «Циркон», которой Москва активно стращает своих геополитических конкурентов. Источник в судостроительной отрасли намедни заявил, что модернизированные подлодки проекта 949АМ станут самыми вооруженными российскими подводными носителями крылатых ракет и смогут нести на борту до 72 «Калибров», «Ониксов» или «Цирконов». Общий боекомплект одной подлодки проекта 949АМ будет составлять около 100 единиц ракетного, торпедного и ракетно-торпедного вооружения.

Все это здорово. Но, как пишет «Военное обозрение», не может не смущать возраст носителей этого грозного оружия. Самый молодой из них, К-150 «Томск», служит с 1996 года, то есть, «всего» 26 лет. Самый старый, К-132 «Иркутск» – с 1988-го, то есть, 34 года. Эти подводные ракетоносцы 3-го поколения фактически ровесники тем же «белым лебедям», и об их модернизации стали говорить еще в далеком 2008-м. Но что-то, как всегда, не срослось.

«А лодки, между тем, моложе не становятся, — отмечает в этой связи «Военное обозрение». — И с момента первых разговоров о «калибровке» лодок проекта 949А прошло уже 16 лет. Хорошо, если «Иркутск» 13 лет просто простоял у причальной стенки завода. А те лодки, которые служили? Они подвергались физическим воздействиям, изнашивалось оборудование и т.д.» Иными словами, это уже старички, хоть и не глубокие. И как их теперь ни модернизируй, срок их службы удастся продлить максимум лет на десять. К началу 2030-х им в среднем будет порядка 40-45 лет, и они, в модернизированном виде или нет, все равно пойдут на утилизацию.

Получается, что широко разрекламированная в очередной раз модернизация «Антеев» – не более чем временная мера по затыканию дыр в российском Военно-морском флоте, которая подарит нам еще десять относительно спокойных лет. А что потом?

Потом, то есть после 2030 года, количество универсальных атомных подводных лодок в российском флоте сократится сразу в три раза! На смену 22-м советским атомоходам придут только шесть новейших подлодок «Ясень-М» проекта 855М. Ибо больше мы не построим, поскольку штука эта чрезвычайно дорогая.

«Потом будет дно, в которое уже давно стучат, — констатирует «Военное обозрение». — Количество дыр будет только увеличиваться по мере старения кораблей, и эти черные дыры будут поглощать миллиарды и миллиарды, ничего не давая в плане обороноспособности страны».

Поэтому автор не уверен, что российскому руководству в целом и Министерству обороны, в частности, хватает понимания тех процессов, которые начнутся тогда, когда модернизации советских систем вооружений станут бессмысленными. Там явно не отдают себе отчета, как мы встретим этот момент – во всеоружии или с десятком лодок и остовами старых кораблей.

Но почему-то автор полагает, что на понимание руководством этих процессов осталось не более 15 лет. Разве?

Через полтора десятка лет латания этого тришкина кафтана российский ВМФ окончательно превратиться в аналог «Адмирала Кузнецова», который преимущественно стоит в ремонте и только вагонами жрет деньги.

Но, может, на то и расчет? Вначале «попилить» на модернизации, а затем еще и на строительстве…

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться