Главные новости России и мира сегодня

Авианосец «Кузнецов»: как промежуточный советский проект стал российским носителем идей и символов…

Во время недавнего военно-морского парада Владимир Путин заявил, что уровень современного вооружения и военной техники ВМФ превышает 62%. Дьявол, как всегда, кроется в деталях: значительная часть 62-процентной метрики Путина основана на судах советской эпохи, которые были переоборудованы с помощью современного вооружения или электроники. Об этом научный сотрудник Центра национальных интересов (США) Марк Эпископос написал в статье для издания The National Interest. Тем не менее, подчеркивает эксперт, продемонстрированная в ходе парада 28 июля «скудная и небольшая» линейка судов показывает, что российский флот предпринял существенные, «если не болезненные временами», шаги по сокращению доли советского наследия и прокладыванию пути для новых проектов.

Однако избавляться от такого наследия, как авианосец «Адмирал Кузнецов», адмиралы не торопятся. Главком ВМФ Николай Евменов заявил, что после ремонта этот символ Вооруженных Сил непременно вернется в строй. Правда, сроки этого ремонта срываются из-за отсутствия соответствующих мощностей. А все больше экспертов вообще сомневаются в целесообразности такого ремонта, полагая, что деньги нужно тратить более эффективно.

К примеру, телеграм-канал «Взгляд человека в лампасах» опубликовал занятный анализ того, почему тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» давно стал предметом не гордости ВМФ, а нескончаемого сарказма. Авторы в этой связи отмечают, что сейчас военно-политическое руководство страны наконец-то всерьез рассматривает два важнейших вопроса, вытекающих один из другого: нужны ли ВМФ авианосцы в принципе, и что делать с многострадальным «Кузнецовым», стоящим на ремонте и модернизации, а также корабельными полками, которые должны с него работать. От ответов на эти вопросы зависит судьба десятков тысяч людей — военных моряков и летчиков, инженерно-технического состава и т.д.

Но проблема, отмечает телеграм-канал, куда шире, поскольку «Кузнецов» не просто корабль, он носитель идей и символов, объединяющих миллионы россиян. «Россия с авианосцем — это одна страна, а без авианосца — все-таки уже другая, — отмечают авторы. — Пожиже, что называется. С другим масштабом амбиций и размером национальной гордости».

Однако в заложниках у этой гордости оказываются многие профессиональные тонкости. Со ссылкой на одного из высокопоставленных руководителей ВМФ России, пожелавшего остаться неизвестным, телеграм-канал отмечает, что наш единственный авианосец изначально имел серьезные «родовые травмы». Это сегодня «Кузнецов» видится широкой публике как полноценная боевая единица. На самом же деле, заказчики ВМФ СССР и проектировщики рассматривали корабли проекта 1143.5 как сугубо промежуточный этап становления советского авианесущего флота.

Планировалось строительство четырех ТАВКР данного проекта (по два на Северный и Тихоокеанский флоты) — с тем, чтобы с их помощью создать школу корабельных летчиков на самолетах обычной схемы. Через несколько лет подготовленные полки должны были пересесть на принципиально новые корабли — атомные авианосцы проекта 1143.7. Именно этот тип и должен был стать основой авианесущей ударной мощи отечественного флота в начале XXI века.

Такому плану, кстати, и следуют другие страны, купившие ТАВКР советской постройки. Китай использует свой «Ляонин» (бывший «Варяг», второй крейсер проекта 1143.5) только как учебно-боевой. Аналогичная история у Индии с «Викрамадитьей». И Пекин, и Нью-Дели уже проектируют и строят авианесущие корабли следующего поколения. А на стареньких авианосцах им хотя бы удалось исправить те чудовищные ошибки, которые были допущены при проектировании «Кузнецова».

Среди основных таких ошибок – и котлы главной энергетической установки (на «Кузнецове» этот дефект не ликвидирован до сих пор!), и стремление впихнуть на корабль ракетные комплексы «Гранит», которые в итоге никогда не были боеготовыми (китайцы со своего «Ляонина» комплекс «Гранит» просто сняли), и отсутствие аварийного барьера (изначально он в проекте присутствовал, но на каком-то этапе «выпал»).

К «родовым травмам» относят и общие системные недоделки. Едва ли не все агрегаты и механизмы корабля с самого начала нуждались в постоянном ремонте. Даже испытания он проходил недоукомплектованным и недоделанным. Как итог — перманентный ремонт всего и сразу на протяжении всех последующих лет его жизни. По полгода в году «Кузнецов» всегда находился в заводе, на ремонте, в лучшем случае, совмещенном с частичной модернизацией. После выхода из очередного ремонта ТАВКР занимался обучением своего экипажа. А для тренировок с корабля его главного ударного оружия — корабельных полков — всегда оставалось не более чем две-три недели в году! Да и те всегда поздней осенью — когда, мягко говоря, и с наземных аэродромов летать непросто. Вот цена боевой подготовки российской корабельной авиации.

Прочие недостатки «Кузнецова» всплыли только во время его службы в составе Северного флота. Выяснилось, что одновременный подъем с ТАВКР более чем семи летательных аппаратов просто-напросто небезопасен. Все рассуждения о возможности массового подъема с ТАВКР всего авиакрыла или хотя бы 24-х самолетов оказались просто корабельными байками. Хотя уже во времена Второй мировой войны американские и японские авианосцы поднимали в воздух одновременно десятки летательных аппаратов и успешно оперировали ими в рамках поставленных боевых задач. Россия в начале XXI века способна поднять и применять одновременно только семь истребителей корабельного взлета. А семь Су-33 — это меньше, чем эскадрилья, отмечает телеграм-канал. В условиях реальных боевых действий с настоящим противником в океане — просто ничто.

Аэрофинишеры – отдельная песня! Если трос просто разорвался — это еще полбеды, говорят специалисты. Если рвется трос при каждой второй посадке — это уже гораздо худшая ситуация. Ну а если при разрыве трос запутывается в других тросах, которые его дублируют — посадка и вовсе становится невозможной. А все потому, что тросы, которые в конце 1980-х годов делать умели, к середине 2010-х делать разучились. А сделанный в свое время запас — иссяк. В результате в 2016 году во время боевой службы у берегов Сирии два самолета были потеряны целиком по вине аэрофинишеров…

Не меньшая проблема — отсутствие обслуживающей инфраструктуры. «Кузнецов» никогда не имел и не имеет до сих пор оборудованного причала, который бы обеспечивал его во время стоянки в необходимом количестве нужными для функционирования корабельных агрегатов ресурсами — паром, холодной и горячей водой, всеми видами электроэнергии, ГСМ, специальными жидкостями, маслами. Это значит, что ресурсы корабля при стоянке у берега расходуются так же, как если бы он находился в походе. Срок службы корабля сокращается в разы, а стоимость его эксплуатации — в разы увеличивается.

Эксперты отмечают, что это системная проблема российских Вооруженных Сил, и касается она не только «Кузнецова» и даже не только ВМФ.

Но все эти аргументы, очевидные для специалистов, будут принесены в жертву «политической целесообразности». Чем удивить россиян на следующем военно-морском параде? Только «модернизированным» авианосцем «Кузнецов»! И всем будет по барабану, что никакая это не модернизация, а латание тришкиного кафтана ВМФ…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться