Главные новости России и мира сегодня

Почему Россия до сих пор летает на советском вертолетном наследии

Входящий в госкорпорацию Ростех холдинг «Вертолеты России» позиционирует себя в качестве одного из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственного в стране разработчика и производителя вертолетов, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

На следующий год холдингу исполнится 15 лет. В преддверии этого юбилея «Военно-промышленный курьер» задается резонными вопросами: где – при таких-то возможностях! – новые отечественные вертолеты? И где колоссальные бюджетные средства, выделенные на вертолетные программы? На эти деньги, по мнению экспертов, можно было не только оснастить всю страну полной линейкой отечественных винтокрылых машин, но и обеспечить России мировое лидерство в отрасли вертолетостроения.

А мы до сих пор летаем на советском вертолетном наследии!

«ВПК» обращает внимание на такой парадокс. Холдинг «Вертолеты России» является управляющей компанией, в функции которой входят регулирование финансовых потоков и расходов и оптимизация процессов взаимодействия подопечных предприятий. Однако в его ведение не входит решение инженерно-технических и конструкторских задач. В реестре Росавиации среди производителей и разработчиков авиатехники компании «Вертолеты России» нет. Тем не менее, ее руководство решает все вопросы, включая инженерно-технические, авторитарно и некомпетентно вмешиваясь в технические и технологические процессы.

Как это понимать?

«Полностью разрушив эффективную советскую систему разработки и производства винтокрылых машин, нынешние управленцы не предложили взамен ничего, — констатирует издание. — Результат такого хозяйствования выражается в резком падении выпуска и продаж российских вертолетов, в отсутствии новых разработок. И как следствие – в потере рынка как внутреннего, так и зарубежного».

Получается, что компания, прибравшая к рукам практически всю вертолетостроительную отрасль России, за полтора десятка лет сама так ничего и не разработала, не выпустила в небо. Если вынести за скобки все заверения и обещания, то мы увидим, что, как и три-четыре десятилетия назад, основная воздушная работа в стране лежит на Ми-8. Кроме «восьмерок», в воздухе все те же Ми-26, Ка-32 и их модификации. И замены им пока не предвидится. Рассматривая этот вопрос предметно, «ВПК» показывает, что практически все предыдущие перспективные разработки, включая Ми-38, который должен был прийти на смену «восьмерке», свернуты. Куда ушли выделенные на эти цели миллиарды, непонятно.

Такая же незавидная судьба оказалась у нового гражданского многоцелевого вертолета Ка-62. После того, как «Вертолеты России» поглотили его разработчиков – КБ «Камова», по разным «объективным обстоятельствам» реализация этого проекта отодвигалась из года в год. Между тем, инвестиции в него составили 7,6 млрд рублей.

Попытки менеджмента «Вертолетов России» приписать себе заслуги в создании еще одной машины – легкого Ка-226, и вовсе не вызывают ничего, кроме смеха. «ВПК» напоминает, что этот вертолет разрабатывался и начинал летать еще до эпохи «эффективного управления» в вертолетостроении. Ка-226 стал дальнейшей разработкой и глубокой модификацией известной советской машины Ка-26, созданной еще в середине 1960-х. Первую «226-ю» собрали в 1997 году, и у нее были изначально конкретные заказчики – МЧС, Газпром и мэрия Москвы. Под них и выпускались первые борта. Что касается дня сегодняшнего, то попытки продать этот вертолет за рубежом, все время срываются, а на внутреннем рынке продажи крайне невелики.

Единственным приятным исключением в этой линейке является легкий вертолет «Ансат», производимый на Казанском вертолетном заводе. Однако и его казанцы создали силами своего ОКБ в то время, когда активы предприятия еще не были выкуплены всемогущим холдингом «Вертолеты России».

Сосредоточив в одних управленческих руках оба вертолетных КБ и все заводы-производители, холдинг «Вертолеты России» получил возможность оперировать разработкой и выпуском всей линейки отечественных вертолетов. Но, как констатирует «ВПК», холдинг с трудом справлялся даже с отлаженным выпуском серийных машин. С поддержанием летной годности и обслуживанием уже выпущенных вертолетов у него получалось еще хуже.

Вот, пожалуй, и все результаты пятнадцатилетней деятельности «эффективных менеджеров» Ростеха…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться