Главные новости России и мира сегодня

А Северный заВОЗ и ныне там…

О том, как тяжко живется нынче на окраинах бывшего Союза, телевизор рассказывает нам часто. А вот жизнь наших людей «на северах» остается темой, если не табуированной, то весьма непопулярной. Никто ведь не решится признать, что в конце прошлого года в стране фактически был сорван Северный завоз!

Власть как-то недосмотрела, что увеличившийся осенью транзит из Китая привел к тому, что дальневосточные порты были под завязку загружены импортными товарами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. А вот тысячи контейнеров с грузами для Чукотки, Камчатки, Сахалинской и Магаданской областей так и застряли в портах Приморья. Последствия не заставили себя ждать.

Административный центр Чукотки город Анадырь по итогам прошлого года был назван Росстатом самым «дорогим» городом России. Условный набор из 264 товаров и услуг обходится местным жителям на 57 процентов дороже, чем в среднем по стране. И это только «средняя температура по больнице»! К примеру, апельсины здесь стоят 800 рублей за кило, хурма – 1180, яблоки – 550, десяток яиц – 300, и даже обычные пластиковые пятилитровки с питьевой водой дешевле, чем за 350 рублей не найдешь.

В остальных населенных пунктах бывшей вотчины Романа Абрамовича, который с 2000 по 2008 год числился тут в губернаторах, цены еще выше, поскольку плюсуется доставка. Поэтому, поминая «доброго» олигарха, жители Чукотки говорят, что при нем такого ценового беспредела в регионе не было. А больше всего их возмущает, что за развал системы Северного завоза наказания так никто и не понес. Все ограничилось тем, что Путин деланно повозмущался на камеру.

Между тем, Чукотка оказалась буквально на грани выживания. Пока здесь ждали контейнеры с продовольствием и товарами первой необходимости, в магазинах остались только просроченные консервы и засохшее печенье. И называть это форс-мажором как-то язык не поворачивается. Поскольку в печальном антирейтинге дороговизны Анадырь лидирует уже пятый год подряд. Почему?

Цитируя местных жителей, «Сибирь. Реалии» свидетельствуют, что постепенное ухудшение обеспечения северных поселков на Чукотке началось несколько лет назад. Но такого тотального дефицита люди не припоминают. Объясняется же он просто. Если раньше в арктический порт за пять месяцев навигации – с июля по ноябрь – приходило четыре-пять кораблей, то в 2020 году их число сократилось до трех, а в 2001-м – до одного!

Дошло до того, что семьи с детьми берут в магазине по одной-две помидорки, по одному огурцу или банану. И это не какие-то там продукты премиум-класса, а обычные «резиновые» овощи, от которых многие на Большой земле просто воротят нос. Люди говорят, что любой груз, доставленный на Чукотский полуостров самолетом, стоит более 1100 рублей за кило, причем без разницы, что это – книги, стройматериалы или продукты. А заработки у абсолютного большинства жителей тут вполне «континентальные» – в среднем 50 тысяч. Есть и такие, кто со всеми северными надбавками получает 30 тысяч.

С такими же перебоями, кстати, сюда поступают и самые обыкновенные лекарства. Стоят они, сообщают «Сибирь. Реалии», даже в сравнении с соседними регионами Сибири на 40-60 процентов дороже.

После всего этого особенно умилительно узнавать, что в России существует куча всевозможных программ и стратегий по развитию Дальнего Востока. Последняя из них, утвержденная премьером Мишустиным, рассчитана аж до 2035 года. Может, хотя бы к этому времени в Москве смогут наладить Северный завоз. Только вот, будет ли кому возить?

За 2021 год данных пока нет, а вот в 2020-м именно Чукотка стала в стране лидером по миграционному оттоку – численность населения снизилась тут сразу на 1,5 процента. Люди бегут с полуострова, как говорится, с закрытыми глазами. Хотя губернатор Чукотского автономного округа и член Высшего совета партии «Единая Россия» Роман Копин пытается на голубом глазу убедить всех, что в последние пять лет отток населения отсюда снизился.

С его-то зарплатой в Анадыре жить можно даже без Северного завоза…

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться