Главные новости России и мира сегодня

За недальновидность РПЦ дорого заплатят все россияне…

Недальновидность Русской православной церкви сегодня проявляется, прежде всего, в том, что она плотно склеилась с действующей властью, и свои проблемы решает ее руками. А когда церковь занимается вполне земными вещами и пользуется земными благами, она дискредитирует себя в глазах истинно верующих. Так считает красноярский политолог Кирилл Дюндик, который в интервью ресурсу «Сибирь. Реалии» рассказал о том, почему строительство храмов в России все чаще ведет не к согласию, а к раздорам.

Демонстративная смычка с властью – ключевая ошибка, поскольку весь негатив со стороны людей, адресованный власти, невольно проецируются и на церковь. «Но рано или поздно власть сменится, — напоминает Кирилл Дюндик. — И новые политики будут вынуждены максимально дистанцироваться от церкви, чтобы не «хватануть» от нее накопленную в обществе ненависть».

Представители других традиционных конфессий, отмечает политолог, не замечены в столь плотном взаимодействии с власть предержащими. При этом они не считают себя в чем-то обиженными, ущемленными, не предъявляют претензии. От этого, по мнению Кирилла Дюндика, они только выигрывают, и на фоне падения авторитета РПЦ их привлекательность для людей может расти. Сейчас все выглядит так, что они нешумно работают, заботятся не о земных благах, а о душе – и тем самым вызывают большее доверие у людей.

Не припомнит политолог и того, чтобы мусульмане с иудеями настаивали на строительстве своих культовых сооружений любой ценой, как это происходит сейчас с православными храмами. Екатеринбург – увы, не единственный российский город, где в последнее время происходят подобные конфликты. В апреле этого года в Красноярске «на повышенных тонах» прошли публичные слушания о возведении церквей в зеленых зонах города. В декабре 2018-го кемеровчане протестовали против установки статуи святой Варвары в Рудничном бору. Сразу после событий в Екатеринбурге пикеты в поддержку протестующих прошли во Владивостоке и в Томске. Да и в столице реализация пресловутой программы строительства в короткий период 200 храмов вызывала у многих москвичей откровенное непонимание. Они считают, что это далеко не самый горящий вопрос…

«Зачем вообще нужна спешка в этом вопросе? – размышляет Кирилл Дюндик. — Строительство храмов – тема вечная. Верующие заботятся о бессмертии, куда им спешить? Такая спешка – либо глупость, либо чей-то злой умысел».

Из этой же серии – ускоренное строительство в Подмосковье пресловутого Главного храма Вооруженных Сил, который реально там никому не нужен. Разве что Сергею Шойгу, усиленно пиарящемуся на этом проекте…

По мнению красноярского политолога, вера и церковь — не главное в конфликтах вокруг строительства храмов. На происходящее надо смотреть с точки зрения социума. «Люди, как противники, так и сторонники строительства, просто пытаются отстоять свои права – так, как они это понимают, — утверждает он. — Некоторым участникам митингов и бурных дискуссий, по большому счету, безразличны и скверы, и храмы, но уровень недовольства тем, что происходит в обществе, у них настолько высок, что требует выхода в любой форме. Люди до такой степени накачаны пропагандой и ненавистью, что готовы встать практически под любые знамена – кто их убедил, туда они и пойдут».

В итоге вместо того чтобы сотрудничать, у нас все воюют против всех, констатирует Кирилл Дюндик. А в войне победителей, как известно, не бывает: у обеих сторон потери всегда больше, чем, если бы войны не было. Конфликты вокруг возведения церквей уже в буквальном смысле оборачиваются кровопролитием. «Но чья-то вывернутая рука или сломанное ребро ставят под сомнение возможность строительства храма в «спорном» месте – именно с точки зрения веры, — утверждает политолог. — И я думаю, что РПЦ в перспективе очень дорого заплатит за эту недальновидность, хотя в определенном смысле и она в этой ситуации оказалась крайней».

Политолог обращает внимание и на еще один момент. Конфликты, подобные нынешним, рождают экстремистов – как религиозных, так и неверующих. И эти экстремисты уже теряют рассудок. «Я посмотрел видео с публичных слушаний по собору в Красноярске и был реально напуган – настолько агрессивно вели себя там «крепкие молодые люди» в куртках с символикой одного из православных движений, — комментирует Килилл Дюндик. — Именно они фактически и сорвали обсуждение. Вопрос там был не о строительстве как таковом, а об изменениях уже утвержденного проекта. Но они начали кричать «Мы за храм!», обвинять оппонентов бог знает в чем, «закрикивать» их. Вместо слушаний началась бойня – к счастью, только словесная».

Вопрос – что будет государство дальше с этим делать? «Допустим, экстремисты-атеисты, если влияние церкви снизится, утихнут, – прогнозирует политолог. — Но религиозные экстремисты в этой ситуации могут перейти к более жестким действиям. И по этим людям – по их интеллекту и уровню аргументации – видно, что они не дискуссионные клубы будут организовывать, а возьмутся за вилы. Или за бомбы. И это тоже вполне реальная перспектива для России».

А это значит, что за недальновидность РПЦ дорого заплатят все…

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться