Главные новости России и мира сегодня

Вернуть дело на доследование – окончательно похоронить Superjet. Властям выгодней хоронить людей?

Новость о том, что российские власти решили спасти невостребованный продукт отечественного авиапрома самолет Superjet, оснастив им одну из авиакомпаний и фактически вынудив нас на нем летать, совпала по времени с началом в Химкинском городском суде Московской области заседания по делу о катастрофе с участием этого самолета в аэропорту Шереметьево 5 мая 2019 года, в результате которой погиб 41 человек. Но одновременно с этим 350 пилотов и специалистов авиационной отрасли подписали открытое письмо президенту РФ с требованием дополнительного расследования случившегося.

Представители профессионального авиационного сообщества России — пилоты, авиационные эксперты, инженеры, конструкторы, специалисты — возмущены ситуацией, сложившейся с расследованием этой катастрофы. Они считают, что следствие, по сути, не рассматривало никакой иной версии, кроме вины командира воздушного судна Дениса Евдокимова. Другие версии следователями просто не были исследованы. Подписанты не выступают в защиту Евдокимова, но требуют проведения полноценного расследования и исследования всех версий, включая «технические».

Следствие, по их мнению, было завершено в аномально короткие сроки. Даже столкновение со снегоуборщиком самолета бизнес-авиации в 2014 году в аэропорту Внуково расследовалось в три раза дольше. Они обращают внимание и на тот факт, что предварительное следствие было завершено до публикации окончательного отчета Международного авиационного комитета. 4 мая 2020 года председатель комиссии МАК по расследованию авиационного происшествия рассказал о многочисленных незаконченных и ряде запланированных исследований. Таким образом, складывается ситуация, когда причины, обстоятельства и условия аварии находятся на стадии выявления и установления, а «виновный» уже найден!

Представители отрасли отмечают, что до конца не исследованы условия и обстоятельства катастрофы. По их мнению, есть, как минимум, четыре блока принципиальных вопросов, ответы на которые могли бы пролить свет на истинные ее причины.

Во-первых, разрушение шасси после посадки привело к повреждению топливного бака, образованию течи топлива и его воспламенению, что привело к пожару на воздушном судне, приведшему к гибели пассажиров. Возможная причина этого — конструктивный недостаток и несоответствие самолета сертификационным требованиям. Течь топлива была обнаружена и в октябре 2018 года после посадки другого самолета Superjet в Якутске. Однако следствие никак не исследовало этот вопрос.

Во-вторых, после поражения атмосферным электричеством система управления самолета безвозвратно перешла в резервный режим, который, как утверждает производитель, «обеспечивает приемлемый уровень устойчивости и управляемости самолета, достаточный для безопасного завершения полета» без указания существенных отличий в характеристиках управляемости. По факту же пилот испытывал значительные затруднения в выдерживании режима полета, но сумел довести самолет до полосы. Денис Евдокимов утверждает, что «при выполнении посадки отклик воздушного судна на управляющие воздействия происходил с существенным запаздыванием, то есть при отклонении ручки управления на себя воздушное судно не реагировало на изменение тангажа на кабрирование, а полет продолжался с тангажом на пикирование». Он также говорит, что «задержка, по расшифрованным графикам полета, составила около одной секунды, это время критическое при управлении рулевыми поверхностями вблизи земли». Евдокимов связывает эти неполадки с поражением системы управления атмосферным электричеством. «Да, это его версия, — признают подписавшиеся, — но при этом ему просто не верят и никак не проверяют его слова. А как же презумпция невиновности? Возможно, его версия ошибочна, но где объективные доказательства «ошибочности»? Их даже не ищут».

В-третьих, после катастрофы 5 мая 2019 года на Superjet были значительно увеличены тренировки пилотов на тренажере в резервном режиме. По оценкам инструкторского состава, поведение тренажера в этом режиме не соответствует поведению воздушного судна, что в серьезной степени оказывает влияние на безопасность полетов. Такие тренировки могут развить у летного состава негативный и неправильный навык пилотирования. Вопрос о соответствии тренажера реальному самолету и об отсутствии типовых программ тренировки пилотов следствием тоже не выяснялся.

В-четвертых, действия сотрудников противопожарной безопасности и органов управления воздушным движением должным образом не изучены и не оценены, несмотря на имеющиеся сведения о возможности минимизации жертв — вплоть до спасения всех пассажиров и членов экипажа. Возможное несвоевременное и ненадлежащее выполнение своих обязанностей сотрудниками наземных служб, по мнению подписантов, находится в прямой причинно-следственной связи с трагическими последствиями, повлекшими гибель людей. На момент посадки воздушного судна все пассажиры были живы, их смерть наступила от огня и отравления продуктами горения топлива и пластиковой обшивки салона. И это произошло в одном из самых развитых аэропортов России!

Именно поэтому представители авиационной отрасли считают необходимым вернуть дело на доследование, в ходе которого Следственному комитету надо расследовать все версии полно и по-настоящему всесторонне, без опасения затронуть интересы компании-производителя Superjet или компании-эксплуатанта. Российские граждане, подчеркивают они, достойны того, чтобы знать правду и летать на отечественных самолетах без опасения за свою жизнь.

Независимого расследования катастрофы потребовал и отец пилота SSJ100 Дениса Евдокимова Александр Евдокимов. Он рассказал РБК, что СК устранился от расследования, которым стали заниматься люди, «которые были заинтересованы, которые сертифицировали самолет и производили его».

Но в том-то и дело, что в таком расследовании не заинтересованы те, кто сейчас пытается пересадить россиян на сырой и недоработанный отечественный самолет. Если выяснится, что в катастрофе виноват не пилот, а конструктивные особенности SSJ100, несколько десятков собранных машин придется пускать под нож. Поэтому вице-премьер Борисов и слышать не хочет о необходимости доработки Superjet.

Сам-то он летать на нем не будет…

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться