Главные новости России и мира сегодня

Изучается вопрос о подъеме затопленной атомной подлодки К-27 и затонувшей К-278

Изучается вопрос о подъеме затопленной в 1982 году в Карском море атомной подлодки (АПЛ) К-27 и затонувшей в 1989 году в Норвежском море атомной субмарины К-278 «Комсомолец». Об этом нам сообщили источник в судостроительной отрасли и источник, близкий к Главному штабу ВМФ.

«Вопрос о подъеме двух субмарин находится в стадии проработки на высоком уровне, с соответствующей инициативой вышли нефтяники и экологи», — сказал первый собеседник агентства.

По его словам, ожидается, что головным в реализации проекта выступит НИИ (спасания и подводных технологий) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (бывший 40-й НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО СССР), к работам также будут подключены проектные организации Объединенной судостроительной корпорации. Первой к подъему планируется АПЛ К-27.

Второй источник отметил, что «технически возможность подъема первой лодки может появиться не ранее, чем через пять лет, поскольку в настоящее время Россия не располагает соответствующими средствами судоподъема». По его оценке, подобная операция «может быть реализована, поскольку у обоих подлодок корпуса не повреждены».

АПЛ К-27 – единственная подлодка, построенная по проекту 645ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. 24 мая 1968 года на ней произошла радиационная авария, в результате которой погибли 9 человек. В сентябре 1982 года специально затоплена в Карском море у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля на глубине 75 метров. В 2013 году на прошедшем в госкорпорации Росатом межведомственном семинаре затопленную радиационно-аварийную подводную лодку было предложено поднять и утилизировать.

АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 затонула в результате пожара при возвращении с боевой службы 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Погибли 42 моряка, большинство – от переохлаждения, 27 выжили. Реактор лодки заглушен, однако потенциальную опасность кроме него представляют две ракето-торпеды с ядерными боевыми частями. К месту гибели К-278 неоднократно организовывались экспедиции, последняя по времени – российско-норвежская в 2019 году – зафиксировала значительное превышение от естественного радиоактивного фона близ субмарины.

 

Олег Нагорный

Вам также может понравиться