Главные новости России и мира сегодня

Деньги идут мимо образования

Национальный проект «Образование» подвергся жесткой критике в июне  со стороны главы Счетной палаты Алексея Кудрина. По его мнению, даже 100% реализация этого проекта в запланированные сроки не принесет России успешного и современного образования. И это при том, что кассовое исполнение по данному нацпроекту в первом полугодии показало такие же плачевные результаты, как и по остальным федеральным программам, — бюджет исполнен лишь треть. Вместе с тем, уже есть факты бессмысленной и, по сути, не целевой траты государственных денег.

Равнение на лидеров

Реализация нацпроекта «Образование» предполагается в течение 2019 — 2024 годов и должна, по мнению его разработчиков, достичь четырех основных целей. Это вхождение России к 2024 году в первую десятку стран по международным исследованиям (в 2018 году — 14-е место), выход страны на 10-е место в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов (в 2018 году 17-е место), охват дополнительным образованием 80% детей в возрасте 5-18 лет (в 2018 году — 71%) и достижение численности обучающихся, вовлеченных в общественную и волонтерскую деятельность, 8,8 млн человек (в 2018 году — 1,8 млн).

Если эти показатели будут выполнены, то предполагается, что будет достигнута и цель нацпроекта — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Национальный проект «Образование» включает 10 подразделов — федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профобразования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Куратор нацпроекта — вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель — министр просвещения Ольга Васильева.

Всего на реализацию нацпроекта «Образование» планируется потратить 784,5 млрд рублей, из которых более трети (295,1 млрд рублей) должны пойти на проект «Современная школа». Из федерального бюджета будет направлено 723,3 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд рублей, из внебюджетных источников — 15,4 млрд рублей.

Большие надежды

Если нацпроект «Образование» удастся реализовать на 100%, то дети в России больше нигде не будут учиться на третью смену, в деревнях будут построены новые школы, а уже имеющиеся средние школы повсеместно обновят материально техническую базу. Одаренных детей во всех 85 регионах будут выявлять по примеру образовательного центра «Сириус», расположенного в Сочи. Также везде будут внедрены программы профобучения по наиболее востребованным профессиям на уровне, соответствующем WorldSkills.

Не забыты и родители. Уже в этом году для них должен быть запущен федеральный информационно-просветительской портал. В свою очередь все руководители общеобразовательных учреждений с 2020 года будут проходить аттестацию.

Среди прочих возможных достижений то, что не менее 30 ведущих российских университетов, получающих господдержку, будут не менее двух лет подряд входить в топ-1000 международных рейтингов и в топ-200, как минимум, одного предметного или отраслевого международного рейтинга.

Кудрин — против

Национальный проект «Образование» начал реализовываться с января 2019. Не прошло и полгода, как у него нашелся жесткий критик в лице главы Счетной палаты. Алексей Кудрин заявил, что уже разочаровался в образовательных планах всей страны. Он считает, что в этом нацпроекте нет важнейших элементов, которые могут сделать российское образование успешным и современным.

По мнению Кудрина, в «Образовании» сделан чрезмерный упор на работу с талантливыми и успешными учениками. «Сегодня немножко изменились в мире приоритеты системы образования. Те ребята, которых раньше бы учителя заклеймили как проблемных и с плохой успеваемостью, сегодня могут стать успешными, если использовать современные методики и системы образования, психологическую поддержку. И эта работа с, казалось бы, отстающими учениками в современном мире сильно меняет судьбу этих людей, миллионов людей», — заявил глава Счетной палаты.

Недостаточно внимания уделяет этот нацпроект и развитию предпринимательских способностей у учащихся школ, не делается должный упор на оснащенность университетов и развитие научной базы, применение научных открытий или достижений в экономике, указывает экс-министр финансов РФ.

Кудрин также отмечает, что сейчас в России примерно 3,5−3,6% ВВП направляется на образование в стране за счет государства, в то время как «инновационные страны тратят от 5% до 7% ВВП.

Университетская коррупция или что?

Между тем, в ходе реализации федеральной образовательной стратегии уже отмечаются факты, так называемого, очковтирательства, имеющего все признаки коррупции, на которое расходуются бюджетные деньги. Так, с 2012 года российские университеты потратили 80 млрд рублей на оплату публикаций в псевдонаучных изданиях и организацию фейковых научных конференций для исполнения «майских указов» президента Владимира Путина. Несмотря на потраченные средства, пятнадцать ведущих российских вузов не только не выполнили задачу попасть в топ-100 мировых рейтингов, но некоторые учреждения даже ухудшили свои позиции. Лишь МГУ имени Ломоносова оказался по показателям за 2016-2017 годы на последних позициях в топ-100 QS World University Rankings и Шанхайского рейтинга. По Times Higher Education самый передовой российский вуз на 194 месте.

Коррупция или неэффективность расходования бюджетных средств, но факт остается фактом: цели, на которые выделялись миллиарды, так и не достигнуты.

«Согласно базе Scopus, после путинского указа число публикаций выросло с примерно 19 000 до 63 500. Но российские университеты достигли этого за счет появлений в так называемых «мусорных» научных журналах. За деньги такие издания готовы разместить любую публикацию, даже если на нее нет рецензии другого ученого», — обнаружили журналисты.

Вузы должны были проводить и научные конференции — этот показатель также влияет на рейтинг. Они их проводили, причем увеличив количество таких мероприятий с 2010 года в 27 раз. И Россия вышла на четвертое место в мире по их числу. «Но на самом деле проводились так называемые заочные платные конференции. Организаторы платят деньги участникам, те высылают тезисы и презентации, а затем оформляется их «участие». Международный статус конференция получает за счет «гостей» из стран ближнего зарубежья», — отметили расследователи.

Регресс вместо прогресса

Инвестиционная компания «Финам», анализируя планы развития образования в рамках соответствующего нацпроекта, указывает на такие риски как формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования; отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении; отсутствия стимулов для самообразования населения; возникновение дополнительных расходов бюджетов регионов на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций.

В итоге, по мнению аналитиков, из-за формальной и некачественной реализации нацпроекта может возрасти дефицит региональных бюджетов. Он будет усилен дефицитом педкадров и дефицитом текущего финансирования системы образования. В итоге и население, и педагоги утратят доверие к мероприятиям образовательного нацпроекта.

 

Источник: Первое Антикоррупционное СМИ

Вам также может понравиться