Главные новости России и мира сегодня

Вместо троллейбусов, ездить будем на С-400?

Когда мне невмочь пересилить беду,

Когда подступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь на ходу,

В последний, случайный…

Эти гениальные строки Булата Окуджавы сегодня наполнились зловещим смыслом для жителей города Энгельса Саратовской области. На днях здесь были уволены более половины сотрудников крупнейшего в России завода по производству троллейбусов и электробусов «Тролза». В их числе – высококлассные специалисты с громадным опытом. Еще в марте в штате предприятия было более 800 человек, осталось – 350.

Массовое увольнение, как сообщается, связано с нехваткой оборотных средств. С марта завод «Тролза» перешел на особый режим работы. Это произошло после задержания по подозрению в коррупции находившегося тогда в должности гендиректора Ивана Котвицкого. Все думали, что режим простоя продлится на заводе максимум до конца сентября, но такой развязки, похоже, не ожидал никто. 

С просьбой спасти предприятие заводчане обратились к президенту Путину. И даже провели флешмоб с говорящим названием «Тролзе» — жить!». Как-никак, 85 процентов колесящих по России троллейбусов выпущено здесь, в Энгельсе. Завод пережил Великую Отечественную войну, когда его эвакуировали из Брянска сюда, на берега Волги. Выстоял и в «лихие 1990-е годы, когда заказов не было вовсе. Однако сейчас он переживает самый серьезный за всю историю своего существования кризис…

Неужели, спросите вы, стране не нужны троллейбусы? Еще как нужны! Даже в соседнем с Энгельсом Саратове по дорогам сегодня бегают такие дряхлые старички, которые давно пора утилизировать. Примерно такая же картина во многих других областных и республиканских центрах. При этом власти не устают говорить о важности обновления подвижного состава общественного транспорта. Но что мы видим в реальности?

На портале госзакупок только что подведены итоги по определению поставщика двух десятков троллейбусов с автономным ходом для города Ростова-на-Дону. Им стало самарское ООО «АВТОритет». Только не думайте, что троллейбусы произведены в Самаре. «АВТОритет» — всего лишь дилерский центр техники завода «МАЗ», и поставит он в донскую столицу… Правильно — белорусские троллейбусы модели «МАЗ-203Т»! Кстати, перед чемпионатом мира по футболу 2018 года ростовчане таким же макаром приобрели 75 белорусских автобусов.

Нет, за братьев-сябров мы, конечно, рады. И вполне допускаем, что их троллейбусы по соотношению «цена – качество» опережают продукцию того же завода «Тролза». Но, черт возьми, не платим ли мы куда более высокую цену, ставя крест на единственном в России предприятии, производящем конкурентоспособные троллейбусы?!

По данным «Анализа рынка троллейбусов в России», подготовленного BusinesStat, в 2011-2015 годах производство этих машин в стране снизилось более чем в 3,5 раза — с 236 до 66 штук. В кризисные 2014 и 2015 годы объем производства упал на 68,8% и 59,8% к уровням предшествующих лет соответственно, что связывали с сокращением закупок электротранспорта по всей стране.

Специалисты тогда прогнозировали, что в ближайшие годы российское производство троллейбусов имеет хорошие предпосылки для роста. Ожидалось увеличение внутреннего спроса ввиду полного обновления троллейбусного парка в Крыму и некоторых других регионах. Прогнозировался и рост востребованности российских троллейбусов за рубежом. Тот же завод «Тролза» намеревался поставить свою продукцию в Киргизию и Аргентину.

Но что-то в итоге пошло не так. Велики шансы, что легендарный завод «Тролза» теперь попросту обанкротят…

То ли не дошло до Путина видеообращение сотрудников энгельского предприятия, то ли по каким-то другим причинам, но своим зарубежным партнерам российский президент рекламирует нынче только новый бронированный автомобиль «Аурус» и убойную зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф». Если их купят, денежек хватит и на троллейбусы. Белорусские.

Может, он просто батьке Лукашенко что-то пообещал?..

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться