Главные новости России и мира сегодня

В сельской школе нет спортинвентаря и денег на покос травы. Зато будет курс «патриотического воспитания»

Громко заявлено о том, что в новом учебном году в российских школах введут курс «патриотического воспитания». Иными словами, наших детей начнут учить Родину любить…

Но Родину ли? И не станут ли на таких уроках священное понятие «Родина» подменять на «государство» и власть»? Почему, в конце концов, этому нужно учить? Может быть потому, что само государство не очень-то любит своих граждан? И им сызмальства надо объяснять, что на самом деле это не так, и даже когда все вокруг плохо – это, на самом деле, хорошо?!

Худшие опасения подтверждаются по прочтению интервью, которое Радио «Свобода» взяло у 24-летнего преподавателя физкультуры средней школы деревни Туманино Нижегородской области Алексея Машкина. Он рассказал о беспрецедентной политизации процесса школьного образования в российской глубинке.

Например, о том, как педагогов фактически в приказном порядке заставляли участвовать в голосовании по поправкам к Конституции. Директор школы даже отправил учителям письмо с требованием после голосования прислать ему подтверждающее смс-сообщение. По словам Алексея Машкина, в мае, в самый разгар коронавирусной инфекции и самоизоляции, его и других учителей физкультуры и ОБЖ заставляли… записываться в добровольные народные дружины, чтобы дежурить на границе региона вместе с сотрудниками полиции и переписывать въезжающих в Нижегородскую область. С какой, спрашивается, стати?!

Сам Алексей считает неправильным заставлять педагогов отчитываться перед директором по вопросам, которые не имеют прямого отношения к образовательному процессу. Но в нынешней системе образования такое послушание вошло в привычку, поэтому сама система не развивается. А вот Машкин играть по этим правилам не хочет.

– Я привык жить по совести, и уверен в своей профессиональной компетенции, — рассказывает он. — Я себя хорошо зарекомендовал в глазах коллег и родителей учеников. Ко мне профессиональных претензий нет, и быть не может. На уроках я никогда политические темы не затрагиваю, а мои политические взгляды  мое личное дело. Я их в школу не приношу, и пусть чиновники не вмешивают учителей в политику.

Машкин живет в городе Шахунья, находящемся недалеко от деревни Туманино. В городской школе зарплата у него была 1215 тысяч. В селе в два раза больше, поскольку из-за отсутствия учителей он преподает несколько предметов. Сначала Машкин принял решение перейти в деревенскую школу из-за денег, а потом увидел, как живет деревня, и проникся сочувствием к ее жителям.

— Никому они не нужны, власти в том числе, да и ей никто не нужен, — рассказывает молодой педагог. — Сельские жители живут не очень хорошо. Во время самоизоляции мы перешли на дистанционное обучение, но у многих детей нет интернета и компьютеров. У некоторых даже телефона нет – один мобильный на всю семью! Самое печальное, что люди даже не понимают, как плохо они живут, и не верят, что можно иначе. Они плывут по течению и не пытаются двигаться в сторону более достойной жизни. А я хочу делать мир вокруг себя лучше в меру моих скромных возможностей.

Предыдущий учитель физкультуры занимался с детьми волейболом, поэтому Машкин решил собрать волейбольную команду. Но волейбольных мячей в школе не оказалось. Он написал директору заявку на покупку мячей, но тот сказал, что денег на это нет. Тогда Машкин купил волейбольные мячи и подарки для победителей соревнований за свой счет.

— Нормальных лыж в школе тоже нет, но лыжи я купить не могу, — продолжает описывать он сельские реалии. — Я пытался чинить деревянные лыжи, но на них заниматься очень трудно. У школы много финансовых проблем. Нам сложно найти средства, чтобы заплатить рабочим, которые косят траву около школы. Мы макулатуру сдаем, чтобы собрать деньги на покос травы. У родителей мы помощи не просим, потому что это запрещено. И нет у родителей такой возможности. Многих моих учеников воспитывают только мамы, у некоторых школьников нет родителей – лишь бабушки и дедушки. Я не жалуюсь, что мне приходится тратить свои деньги на инвентарь, необходимый для работы, я к деньгам спокойно отношусь. Меня больше беспокоят ограниченные возможности для профессионального развития. Я мог бы придумать для своих учеников много интересного и полезного, но как развиваться, если в каждом классе 34 ученика? И надо учесть, что в нашу школу приезжают дети из соседних маленьких деревень. Детей становится все меньше, село вымирает, одним только увеличением финансирования школ эту проблему не решить.

В новом учебном году Алексея Машкина наверняка попросят преподавать сельским ребятам еще и патриотическое воспитание.

Как вы думаете, о чем он будет рассказывать на таких уроках?..

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться