Главные новости России и мира сегодня

«Уберите этого с руля!»

Чебурашка с Крокодилом Геной едут на велосипеде по обочине шоссе. Гена правит, Чебурашка сидит впереди него на руле. На посту ГАИ их тормозят. Обращаясь к Гене и указывая жезлом на Чебурашку, инспектор говорит: «Уберите этого с руля». «Я не Сруль», — обиженно отвечает Чебурашка, — я Чебурашка».

МВД России предложило конфисковать автомобили пьяных водителей.  Страшно представить, что они могут предложить делать с ворами-карманниками. Наверное, чан с дерьмом и янычар с ятаганом?

Законопроект уже направлен в правительство. По данным “Ъ”, речь идет об автомобилистах, которые попались на повторном управлении машиной в нетрезвом виде и стали фигурантами уголовного дела, заведенного по ст. 264.1 УК. Конфискация транспорта ранее предлагалась депутатами, экспертами и ГИБДД, но до законопроекта дело ни разу не доходило. В парламенте инициативу полиции называют «преждевременной».

«В правительство РФ направлены предложения МВД России относительно законодательного закрепления возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения, а также усиления ответственности за совершение отдельных правонарушений в области безопасности дорожного движения»,— сообщает ТАСС со ссылкой на официальный ответ из МВД. По данным «РИА Новости», документ направлен в Белый дом еще в марте 2019 года. От ГИБДД каких-либо разъяснений пока не поступило.

По сведениям “Ъ”, речь идет о поправках в КоАП и УК. В КоАП будет прописана норма, согласно которой, если пьяный водитель управлял чужой машиной, владелец автомобиля обязан будет самостоятельно изъять машину у нарушителя и не допустить повторного управления ею в нетрезвом виде.

Если же выявлен случай повторного управления в нетрезвом виде, то машина будет конфискована уже полицией (независимо от того, кто является собственником), вернуть ее будет невозможно, поскольку она будет изыматься в пользу государства с последующей реализацией/продажей. Изменения будут вноситься в ст. 264.1 УК, в которой сегодня установлено наказание за ряд повторных нарушений в течение года.

Механизм исключения возможности садиться за руль пьяным водителям и конфискации их автомобилей обсуждается давно. В Госдуму вносилось несколько законопроектов, но ни один до рассмотрения так и не дошел. В 2012 году конфискация авто предлагалась начальником ГИБДД России Виктором Ниловым. В 2016 году Минюст разработал альтернативный вариант: машина пьяного водителя задерживается на штрафстоянке до уплаты залога в 30 тыс. руб. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении и с тех пор дорабатывается.

В 2015–2016 годах конфискация автомобиля у водителей, которые повторно садились за руль в пьяном виде (и были осуждены по ст. 264.1 УК), применялась, говорит источник “Ъ”. Но в мае 2016 года Верховный суд в своем пленуме разъяснил, что транспортное средство не может быть признано орудием совершения преступления, а значит, конфискацию применять нельзя. Поскольку нацпроектом «Безопасные и качественные автодороги» поставлена задача существенно снизить число жертв от ДТП к 2024 году, в начале 2019 года в МВД было принято решение разработать законопроект для введения новой обеспечительной меры, что и было сделано.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал идею МВД «преждевременной».

Он напомнил, что совсем недавно Госдума приняла законопроект, ужесточающий ответственность для водителей, сбегающих с места ДТП (как правило, они пьяные). Кроме того, напоминает господин Лысаков, готовится еще один пакет поправок в УК, предполагающий повышение максимального срока лишения свободы для нетрезвых водителей до 15 лет. «Это серьезное ужесточение. Надо посмотреть, как будут работать эти законы, потом делать следующие шаги»,— считает Вячеслав Лысаков. В целом, говорит депутат, инициатива вызывает «массу вопросов». «А если автомобиль принадлежит юрлицу или предприятию, почему оно должно страдать из-за действий водителя? — говорит он.— Кроме того, у нас уже сегодня за повторное пьяное вождение применяется штраф в 200–300 тыс. руб. Это соответствует цене половины всех легковых автомобилей в России. Выплачивая такой штраф, автовладелец уже сегодня в ряде случаев вынужден продать свою машину. По сути, это та же конфискация, только в другой форме».

«Изымать ТС, не принадлежащее водителю, неправильно,— считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.— По сути, это наказание того, кто нарушения не совершал. Кроме того, одним лишь усилением наказания проблему кардинально не решить, нужна какая-то программа борьбы с пьянством в целом. Поскольку если люди пьют — рано или поздно они садятся за руль, и наказание просто всего лишь возмездие, а не мера предупреждения».

Источник: «Коммерсантъ»

Вам также может понравиться