Главные новости России и мира сегодня

Шкура неубитого Checkmate

На Международном авиакосмическом салоне в Жуковском с помпой представили макет нового легкого российского истребителя Checkmate. Оснащенный одним двигателем, способный развить сверхзвуковую скорость и обладающий малой радиолокационной заметностью, в представлении отечественных СМИ это не только нечто принципиально новое в самолетостроении, но и способное захватить чуть ли не весь мировой рынок. Эксперты «Военного обозрения», однако, опасаются, что Checkmate запросто сможет повторить путь инновационного танка «Армата» и многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, вокруг которых в свое время тоже было много шума…

Сейчас Ростех работает над созданием беспилотной версии Checkmate, обещая поставить его на крыло в 2023-м и наладить серийное производство в 2026 году. На МАКСе было даже заявлено, что в ближайшие пятнадцать лет выпустят 300 однодвигательных истребителей. Но кто их купит?

К делению шкуры неубитого медведя нашим оборонщикам не привыкать. Поэтому «Военное обозрение» все же предлагает не опережать события и дождаться, как минимум, 2023 года. Когда макет полетит, тогда, как говорится, и посмотрим. «Все эти «как полагают», «возможно», «может быть», «вероятно» и так далее – это все стоит рассматривать после того, как макет/прототип окончательно превратится в самолет и оторвется от земли. До этого момента, простите – бравурное гадание на кофейной гуще», — отмечает автор статьи.

По его мнению, рановато пока заявлять и о том, что машина благодаря модульной конструкции может стать мировым лидером по соотношению цена/эффективность. Об этом тоже стоит поговорить году этак в 2025-м, когда самолет будет реально готов к выходу на рынок.

Цена одного экземпляра нового российского истребителя в 25-30 млн долларов с учетом того, что зарубежные аналоги стоят втрое дороже, конечно, выглядит привлекательно. Поэтому в числе потенциальных заказчиков Checkmate называют не только российское Минобороны, но и страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Есть даже ожидания, что эта машина сможет составить конкуренцию F-35, стоимость которого составляет около 80 млн долларов. Однако «Военное обозрение» призывает не забывать, что у американского истребителя-бомбардировщика есть возможности укороченного или вертикального взлета и посадки. Кроме того, многим странам элементарно «не разрешат» покупать российский самолет. А учитывая, с какой скоростью в США выпускают F-35 (на сегодняшний день изготовлено 665 единиц), на момент начала продаж Checkmate число его потенциальных покупателей явно будет невелико. Хотя, безусловно, есть страны, ориентированные на российскую технику, которую дают в кредит. А кредит могут после и простить, как было уже не раз…

Ставка на то, что на рынке нет однодвигательного самолета пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолетов, безусловно, выглядит привлекательно. Однако «Военное обозрение» отмечает, что есть одно маленькое «но», которое способно убить идею на корню.

А убить ее, оставив самолет без покупателей, очень просто: не купить его самим! Как и произошло это в случае с тем же уникальным и «не имеющим аналогов» танком «Армата» и таким же продвинутым самолетом Су-57. Тот же Су-57 сегодня активно предлагается на экспорт, но не закупается Министерством обороны РФ, поскольку у него есть Су-35, который «не хуже». «Простите, но так рынок не завоевывают. Так рынок сливают», — констатирует автор статьи в «Военном обозрении». И напоминает, как в этом случае работают американцы, приведя статистику по F-35. В ВВС США сейчас 231 такой самолет, в корпусе морской пехоты – 106, в ВМС — 30. Итого Пентагон заказал и получил на данный момент 367 самолетов. И активно их эксплуатирует. Собственно, это и есть самая эффективная реклама. Как результат, США уже продали другим странам 166 F-35, и еще около 180 заказано. 

В случае же с Checkmate может выйти точно так же: самолет, который не эксплуатирует страна-изготовитель, снова никого не заинтересует. «Купите у нас новейший и обалденный самолет! Правда, нам самим он особо не нужен, дороговат и все такое, а главное – у нас есть не хуже» — ну, это очень сомнительный маркетинг», — констатирует автор.

Основным же камнем преткновения в коммерческом продвижении Checkmate может стать двигатель. «Самолет, который позиционируется, как пятого поколения, с двигателем четвертого – это тоже так себе. Да, АЛ-41Ф1 – это очень хороший двигатель. Но для того, чтобы реально подвинуть F-35 с такой программой маркетинга, как у США, нужно что-то более интересное для покупателя», — отмечается в «Военном обозрении».

Впрочем, кто потом вспомнит о победных реляциях представителей Ростеха на МАКСе-2021? Придет время новых реляций…

 

Артем Видный

Вам также может понравиться