Главные новости России и мира сегодня

Регионы выстроились в очередь за секонд-хендом на колесах

Жирующая Москва страшно гордится тем, что ликвидировала как класс морально устаревший вид городского транспорта – троллейбусы. В столице останется только один «рогатый» маршрут – для «экзотики», так сказать.

Больше того, власти обещают, что с будущего года в Белокаменной не останется ни одного чадящего дизельного автобуса. А к 2030-му весь парк «Мосгортранса» станет «зеленым», состоящим только из электробусов и трамваев нового поколения.

Что ж, за москвичей в очередной раз можно порадоваться. А как реализуется программа обновления общественного транспорта в провинции? Как скоро и в других российских городах появится экологически чистый транспорт, в котором не придется зажимать нос и чувствовать себя словно сельдь в бочке?

Ознакомившись с материалами Минтранса и ВЭБ.РФ к состоявшемуся на днях совещанию по программе комплексной модернизации городского транспорта, «Коммерсантъ» пришел к выводу, что перспектива эта отнюдь не такая близкая. А сама программа, в рамках которой в 104 городских агломерациях будут обновлены 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта, а также модернизированы системы городского электротранспорта в 15 из них, вызывает все больше споров. Хотя бы потому, что на глазах дорожает! 

Судя по тем самым материалам, несмотря на сохранение общих параметров, проект до 2030 года подорожал сразу на 265 миллиардов — почти до 5,4 трлн рублей! Как вам эта циферка? И как, интересно, прореагируют на нее в правительстве и Минфине с учетом того, что затраты федерального бюджета вырастут на 25 миллиардов — до 775 млрд рублей? Из них 246 млрд руб. пойдут на субсидии регионам на софинансирование обновления городского транспорта, 448 млрд руб. — на субсидирование развития электротранспорта.

А что самое интересно, в бюджетах регионов должны «найтись» почти 1,3 трлн руб., на 166 миллиардов больше, чем планировалось ранее. Стоит ли говорить, что для большинства российских регионов, даже не самых дотационных, это неподъемные суммы! Поэтому там уже зашевелились, соображая, как выходить из положения.

Например, депутат Самарской губернской думы Александр Милеев попросил главу Самары Елену Лапушкину обратиться к властям Москвы, чтобы получить оттуда на безвозмездной основе списанные троллейбусы. Как пишет Милеев в Twitter, ситуация с общественным транспортом в городе на Волге аховая — более ста самарских троллейбусов имеют высокую степень износа. В Москве же более 600 единиц подвижного состава, в том числе сравнительно новые троллейбусы, полностью отстранено от эксплуатации. И с учетом того, что столичная мэрия уже передавала электротранспорт в разные российские города, в том числе в Саратов и Нижний Новгород, не худо бы и Самаре получить этот секонд-хенд на колесах. Не исключено, правда, что кто-то самарцев уже опередил…

Интересно, что в федеральный бюджет денег на эти цели пока тоже не заложено. Минтранс при этом никак не комментирует рост стоимости программы и поясняет, что финансирование только прорабатывается. Для поставки новой техники в регионы будут в конкурсном порядке выбирать неких «гарантирующих лизингодателей». И еще не факт, что они найдутся.

Не менее показательно и то, что даже списка городов, которые могли бы в ближайшие годы заполучить подобным образом модернизацию транспортных систем, по данным «Коммерсанта», до сих пор нет. Как нет и фиксированных правил их отбора. В Минтрансе такими критериями считают сугубо формальные показатели — наличие утвержденных документов транспортного планирования и достижение целевых значений дорожного нацпроекта за последние два года. Но в этом случае снова отберут богатых и успешных. Ведь там, где строят дороги, и троллейбусы по ним, как правило, бегают приличные. А там, где полный швах, нет ни дорог, ни общественного транспорта…

Вот и глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков заявил «Коммерсанту», что всего в России городов с трамваями и троллейбусами около ста, но не факт, что отобраны будут именно они. Например, в крупной Тюмени такого транспорта нет вообще. Поэтому подходить здесь надо индивидуально. Где-то нужны новые автобусы, где-то троллейбусы и трамваи. Те же трамваи, которые в СССР закладывали как транспорт между жилыми районами и предприятиями, в отдельных городах, например в Старом Осколе, до сих выполняют эту функцию. А где-то нужно создавать новые трамвайные линии или продлять старые, как в Ярославле, где маршрут был сокращен и теперь не доходит до центра. Кроме того, в ряде городов актуально и развитие водного транспорта, как, например, в той же Самаре, где нет моста через Волгу.

Можно, правда, подождать, пока Собянин не начнет списывать речные трамвайчики…

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться