Главные новости России и мира сегодня

Правительство зажало деньги на безопасность детей

Трагедия в благовещенском колледже, где студент Даниил Засорин пронес в здание охотничье ружье, убил одного, ранил троих, а затем покончил с собой, со всей очевидностью показала неспособность российской власти извлекать уроки из очевидного. Власть в который уже раз назначает стрелочников в лице простых исполнителей, не желая признавать того, что она сама поставила их в условия, когда они не в состоянии действовать эффективно. Арестованный охранник Олег Ермолов, который пропустил в учебное заведение вооруженного студента и которому светит за это десять лет лишения свободы, как и оказавшийся в таком же положении директор ЧОПа Сергей Андрющенко – всего лишь винтики той порочной системы обеспечения безопасности, которая, по сути, лишь имитирует какую-то деятельность…

Никто не может гарантировать, что это происшествие станет последним в череде схожих трагедий последних лет, полагает президент Федерального координационного центра руководителей охранных структур (ФКЦ РОС), член Общественной палаты России Александр Козлов. «В появившихся в СМИ и соцсетях многочисленных комментариях по этому поводу чиновники привычно говорят о необходимости «ужесточить», «проверить», «наказать», звучат заявления о том, что нужно передать школы под охрану Росгвардии, но опять лишь в редких случаях можно услышать суждения, раскрывающие действительные причины низкого качества охраны объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов». – заявил он.

Основная причина низкого качества охраны, по мнению Александра Козлова, кроется в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Изначально заложенный этим законом принцип «Побеждает тот, кто предложит наименьшую цену» в комбинации с существующим методом формирования начальной (максимальной) цены контракта приводят к тому, что из года в год конкурсы выигрывают предприятия-пустышки, снижающие цену за счет уклонения от уплаты налогов. А потом включается «метод сопоставимых рыночных цен», и на основе цен организаций-демпингеров формируются уже начальные максимальные цены следующих торгов.

— Таким образом на рынке охраны государственных и муниципальных объектов образуется засилье организаций-помоек, успешно осваивающих бюджет, но неспособных, собственно, охранять, — утверждает глава ФКЦ РОС. — У них просто не остается денег на подготовку персонала, организацию контрольной службы, службы оперативного реагирования и т.д.

Например, та же частная охранная организация «Сириус-А» осуществляла охрану колледжа в Благовещенске по итогам электронного аукциона, начальная (максимальная) цена которого составляла 145 рублей за один час работы охранника. Участие в аукционе приняли две охранные организации, и «Сириус-А» победил со снижением в 0,5 процента при цене 144 рубля 28 копеек. Всего «Сириус-А» выиграл два госконтракта, в соответствии с которыми должен выставлять в смену шесть охранников на сутки и двоих на 12 часов. При таком объеме оказываемых услуг в штате охранной организации должно быть минимум 28 аттестованных охранников. Однако, по данным налоговой службы, в организации числится всего четыре (!) человека.

— Почему это происходит? – задается вопросом Александр Козлов. — Да потому, что остальные работники предприятия в штат не оформлены, и зарплата выплачивается им в конвертах. Потому и сторож (охранником его назвать нельзя), пропустивший студента с ружьем в колледж, не имел соответствующей квалификации.

Дело в том, что отказ от оформления персонала в штат охранной организации позволяет ее руководителю уклониться от уплаты налогов и сборов и уложиться в предлагаемые контрактом цены. Иначе – никак! Иначе предложенная аукционом начальная максимальная цена в 145 рублей за один час работы охранника, или 106 140 рублей за один суточный пост в составе одного охранника, не позволит законопослушной охранной организации участвовать в торгах. Со всеми налогами и сборами, с учетом резерва на отпуск и установленных законом надбавок за работу в ночные часы, стоимость суточного поста в Благовещенске не может быть ниже 120 000 рублей в месяц при применении упрощенной системы налогообложения. И это без учета затрат!

Александр Козлов призывает задуматься: чтобы осуществить охрану по условиям контракта, который был заключен с колледжем строительства и коммунального хозяйства, без нарушений действующего законодательства «Сириус-А» должен был бы ежемесячно покрывать свои убытки в размере (120 000 – 106 140) × 4 = 55 440 рублей!

— Конечно, организация этого не делала, — утверждает он. — Отсюда и всего четыре человека в штате. По моему глубокому убеждению, пока не будет решена проблема формирования начальных (максимальных) цен контрактов на охрану, ожидать реального улучшения качества охраны не приходится. Крупные, законопослушные и высокопрофессиональные частные охранные организации в сферу государственного заказа не пойдут.

Комиссией по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Общественной палаты РФ давно выработана методика расчета минимальной цены услуг постовой охраны. Она вошла в рекомендации Общественной палаты РФ, которые были разосланы всем главам субъектов Федерации. Однако воз и ныне там, констатирует Александр Козлов. А в конкурсной документации, по которой проводился аукцион на охрану того же колледжа в Благовещенске, сказано, что «затратный метод не может быть применен в связи с отсутствием информации о размерах затрат на поставку товара для данной сферы деятельности».

— Получается, что чиновники Амурской области не знают, какой МРОТ у них в регионе, какие налоги и сборы установлены Налоговым кодексом на фонд оплаты труда, а также никогда не читали Трудовой кодекс в части норматива рабочего времени, — делает вывод глава ФКЦ РОС. — А уж про статью 37 Конституции России, гарантирующую каждому гражданину оплату труда не ниже установленного минимума, и говорить не приходится. А когда не применяются Конституция и кодифицированные федеральные законы, о каких рекомендациях может идти речь?

Козлов обращает внимание и на то, что одна из статей Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» гласит, что «требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются Правительством Российской Федерации». Предполагалось, что такие требования и позволят обеспечить отбор не самых дешевых, а самых профессиональных охранных организаций. Но соответствующего постановления Правительства РФ до сих пор нет.

— По моей информации, все варианты проектов постановления с требованиями к охранным организациям провалены экономическим блоком правительства по причине того, что их введение или «ограничит конкуренцию», или «потребует дополнительных финансовых затрат», — сообщил глава ФКЦ РОС. — То есть дети нам дороги больше всего, но конкуренция дороже, да и денег нет…

В общем, держитесь!

Эрик Осипов

Вам также может понравиться