Главные новости России и мира сегодня

Почему российские дети вынуждены учиться по старым учебникам?

Почему в 2017 году Минобрнауки не смогло сформировать единый федеральный перечень учебников? Почему федеральный перечень учебников не обновлялся уже более четырёх лет? Почему содержательная часть «действующих» учебников не обновлялась уже шесть лет? Авторы школьных учебников надеются получить от президента ответы на эти вопросы.

Почему российские дети вынуждены учиться по старым учебникам?

Авторы школьных учебников обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой проверить процедуру и результаты дополнительной экспертизы учебной литературы, которую организовало Министерство образования и науки. Об этом говорится в письме, которое имеется в распоряжении «Ведомостей».

После прямой линии, пишут авторы, состоявшейся в июне прошлого года, Путин дал поручение «предоставить предложения по повышению качества экспертизы учебников» и «по обновлению этих учебников на регулярной основе», отмечается в письме. Вопреки поручению ситуация с качеством экспертизы и обновлением учебников ухудшается. По словам авторов письма, федеральный перечень учебников (ФПУ), которым пользуются школы при закупках, не обновлялся уже более четырех лет, а учебники, которые сейчас есть в перечне (кроме учебника по истории России), содержательно не обновлялись с 2012 г.

«В соответствии с нормативными документами Минобрнауки России издательства уже дважды, в 2016 и 2017 гг., подавали новые и обновленные учебники с комплектами необходимых экспертных заключений для включения их в ФПУ, но результата никакого нет», – говорится в письме.

В 2018 г. министерство ввело дополнительную экспертизу учебников, уже прошедших все необходимые экспертизы в 2016 и 2017 гг. Ее проводит Российская академия образования (РАО) «при возникновении вопросов относительно выводов и (или) обоснования выводов экспертной организации», пишут авторы учебников со ссылкой на нормативные документы. «Сам факт назначения дополнительной экспертизы, выбор экспертной организации, порядок и цели ее проведения вызывают массу вопросов», – сказано в письме. Еще больше вопросов вызывают результаты этой экспертизы, полагают авторы учебников.

В письме приводятся примеры ошибок в экспертных заключениях РАО. Например, в отзыве на один из учебников литературы для 5 класса говорится: «Не включены зарубежные авторы и произведения, отсутствует межкультурный диалог. Не способствует формированию межэтнического и межконфессионального диалога». По словам авторов письма, в указанном учебнике «представлены и Библия, и Коран, а также классические зарубежные авторы – Федр, Эзоп, Лафонтен». В заключении к учебнику по русскому языку для 5-9 классов утверждается, что в части «Русская речь» наблюдается «явный перевес упражнений и заданий» – в то время как в этом пособии нет такого раздела, говорится в письме.

Около 90% учебников, которые ранее успешно прошли основную научную и педагогическую экспертизы в Российской академии наук (РАН), получили отрицательное заключение дополнительной экспертизы, удивляются авторы письма. «Неужели качество экспертизы в РАН настолько плохое? Или повлиял сам выбор экспертной организации для дополнительной экспертизы?» – задаются вопросом авторы учебников.

Снижение вариативности учебной литературы для школы, устранение из нее инновационных методик мешают развитию в России «экономики знания», полагают авторы. Они просят президента Путина поручить Контрольно-ревизионному управлению проверить процедуру и результаты дополнительной экспертизы. Также авторы считают необходимым организовать широкое общественное обсуждение новых образовательных стандартов, процедуры и критериев экспертизы учебной литературы – с участием представителей научного и педагогического сообщества, общественных организацине смогло сформировать единый федеральный перечень учебниковй и родителей.

В июле прошлого года ассоциация «Российский учебник» (в нее входят почти все крупные издатели учебников) обратилась с жалобой на Минобрнауки в Федеральную антимонопольную службу. По мнению издателей, действия министерства привели к ограничению конкуренции на рынке школьной литературы.Почему в 2017 году Минобрнауки не смогло сформировать единый федеральный перечень учебников? Почему федеральный перечень учебников не обновлялся уже более четырёх лет? Почему содержательная часть «действующих» учебников не обновлялась уже шесть лет? Авторы школьных учебников надеются получить от президента ответы на эти вопросы.

В 2017 г. министерство не смогло сформировать единый федеральный перечень учебников, рассказывали «Ведомостям» сотрудники издательств. Последний перечень был сформирован в 2014 г. Тогда чиновники решили, что большое число учебников путает учителей и учеников, и сократили перечень в 2,5 раза. У некоторых издателей в тот перечень не попал ни один учебник, они рассчитывали попасть в новый, но безуспешно.

Источник: vedomosti.ru

Вам также может понравиться