Главные новости России и мира сегодня

Почему наших детей учат «Родину любить» на бездарных текстах

Отмеченный страной 23 февраля День защитника Отечества был ознаменован не только праздничными концертами на центральных телеканалах, но и массой всевозможных мероприятий, проведенных в масштабах детских садиков, школ, техникумов, институтов. Мы и сами не заметили, как «хорошо забытое» советское прошлое вернулось к нам в виде утренников, конкурсов, фестивалей с ура-патриотическим контентом. Может, оно и неплохо. Но в отличие от советских времен, мало кто обращает внимание на качество этого контента. «Idel. Реалии» это сделали и, мягко говоря, ужаснулись…

Смерть, выбирающая «всех лучших из нас», потери, которые «все спишут в конце» и «пули в патронах как жизненный крест». Песню, наполненную такими образами, которые и не каждый взрослый в силах осмыслить, поручили разучивать к 23 февраля… младшеклассникам казанской школы № 55. Тем более удивительно, что к какому-то заметному скандалу это не привело. Возмутился лишь дедушка одной из учениц, который поделился с «Idel. Реалии» своим мнением на условиях анонимности. 

Мало того, что это — совершенно бездарный, отвратительный с литературной точки зрения текст, так он просто откровенно военизированный. Не нравится мне, что мы детей к войне готовим, — объяснил он свою реакцию.

Да если бы только к войне. Такое впечатление, что здесь и слыхом не слыхивали о повышенной склонности современных подростков к суициду, о существующих в соцсетях играх, провоцирующих детей на самоубийства. А тут пресловутого «Синего кита», получается, прикармливают сами?!

Почему педагоги казанской школы проявили такую поразительную близорукость? «Idel. Реалии» полагают, что все дело в личности исполнителя песни «Спецназ» Александра Буйнова. В глазах современных российских учителей у него есть одно неоспоримое достоинство. Певец абсолютно лоялен власти и обласкан ею. Следовательно, все его творчество автоматически подпадает под гриф политически благонадежного. Буйнов — член «Единой России», входил в состав московского городского регионального политсовета партии. На выборах мэра Москвы был доверенным лицом Сергея Собянина Посещал с концертами Сирию и Донецк. Минобороны даже наградило Буйнова медалью «Участнику военной операции в Сирии». Разве ж может такой исполнять какую-то туфту?

Оказалось, что может. Поэтому вдвойне досадно, что детей заставляют учить плохие стихи о войне. Стихи о войне знать надо, поскольку они являются важной частью нашей культуры. Но — хорошие. Почему школьникам надо знать хорошие стихи, и, главное, уметь отличать их от плохих, лучше всего объяснил филолог Леонид Клейн в колонке на mel.fm: «Если школа не ставит перед собой задачи показать, что такое хорошая, а что такое — плохая поэзия, люди вообще перестают анализировать текст, причем любой текст: текст рекламы, речь политического лидера, речь своего начальника, фразы, которые кто-то произносит при знакомстве в социальных сетях. Просто потому, что их не приучили, что каждое слово должно стоять на своем месте».

Вот и те, кто заставляют детей учить «Спецназ», вряд ли объясняют, что эти стихи — плохие, — отмечают «Idel. Реалии», проведя с помощью профессиональных филологов лингвистическую экспертизу этого незатейливого текста. Он ведь не только толкает детей на самоубийства, но и действительно приучает их к стилистическому дурновкусию. «Стихи Буйнова плохие в том числе потому, что они бедные. И эта бедность — не художественный прием. Битву со словом Буйнов проигрывает. Взять хотя бы бесконечные повторы: «лечу», «взлетать», «не верим», «верим», «верней». Бедные, очевидные рифмы: «жить-дарить», «нас-спецназ», — подчеркивают «Idel. Реалии».

Но, соглашаясь с этим выводом, давайте вспомним, отличается ли особым изыском и богатством все то, что слышим мы в дни государственных праздников «из каждого утюга»? Увы. Благонадежные бездари практически везде вытеснили талантливых авторов, и никто даже не пытается подвергнуть их творчество хотя бы какому-то профессиональному анализу. Вспоминая в этой связи о нашей великой военной лирике, «Idel. Реалии» отмечают, что вся она – не о победах в войне, а о потерях, принесенных войной, и в этом ее главная гуманистическая ценность.

Теперь же в цене лирика лакейская, не отличающаяся разнообразием форм. Какие времена – такие и песни…

 

Эрик Осипов

 

 

Вам также может понравиться