Менять коней на переправе – это по-нашему!
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин – человек не только резкий и конкретный, но и имеющий свое мнение исключительно по всем вопросам. Особенно в сфере образования. Не зря же в институтской группе Путина он был старостой. Это прозвище, поговаривают, сохранилось за ним и сейчас…
Недавно Александр Иванович взял и предложил похоронить ЕГЭ, назвав его «просто пыткой какой-то для молодежи». По его мнению, ничего лучше старой советской школы не было и нет, к ней, мол, и надо вернуться. Что уж говорить тогда о высшем образовании?
За его коренное реформирование Бастрыкин решил взяться сам. Пока – в системе вузов Следственного комитета. Воспользовавшись смутой вокруг прозвучавших от некоторых политиков предложений отказаться от Болонской системы образования, то есть разделения вузовских программ на бакалавриат и магистратуру, глава СКР не стал дожидаться никаких официальных решений или рекомендаций. В России своя рука, известное дело, – владыка. И она решила отсечь все эти чужеродные образовательные изобретения!
Как сообщила ведомственная пресс-служба, «в целях дальнейшего укрепления качества образования, а также обеспечения непрерывности образовательного процесса» будущих кадров ведомства – следователей и криминалистов — Александр Бастрыкин распорядился уже с предстоящего учебного года прекратить прием студентов в магистратуру в образовательных организациях высшего образования Следственного комитета. И продолжить их обучение исключительно в рамках программы специалитета.
Можно представить состояние этих ребят, которых поставили буквально перед фактом. И когда? В июле!
Современную систему высшего образования Бастрыкин считает никуда не годной, поскольку она «предполагает совершенно неподходящий формат подготовки квалифицированных кадров, тем более, когда речь идет о фундаментальной юридической науке». «Ввиду того что к сотрудникам СК России предъявляются высокие требования, они должны обладать исключительным профессионализмом и глубокими знаниями специальных областей права. Подготовка специалистов такого уровня в рамках двухлетней программы не представляется возможной», — считают в Следственном комитете.
На полях завершившегося Петербургского международного юридического форума глава Следкома перешел в наступление по всему фронту. «Западный подход к обучению – это оказание образовательных услуг, — заявил он. — К сожалению, у нас многие учебные заведения идут по этому пути. Процесс превращается в формальное «скармливание» человеку неких знаний и выдачу диплома. Я уже не говорю про учебники. Ко многим изданиям приложили руку люди, обучавшиеся на Западе. Как следствие, в новых учебниках могут отсутствовать такие значимые события Великой Отечественной войны, как блокада Ленинграда и Сталинградская битва, приуменьшаться роль СССР в победе над фашизмом. В итоге выпускники школ не знают историю своего народа и не воспринимают себя в достаточной мере частью российского общества и культуры. Скорее, они впитывают в себя какие-то чуждые нам черты, привычки, нормы морали и нравственности, и, как следствие, наша национальная идентичность размывается под воздействием этих факторов».
Как видите, глава Следкома все свел к тлетворному влиянию Запада, не утруждая себя более весомыми аргументами. Между тем, с ним согласны далеко не все представители высшей школы. По их мнению, двухуровневую систему образования бессмысленно сносить до фундамента, поскольку за последние годы вузы наконец-то нащупали ответ на вопрос, что такое магистратура. Многие из них эффективно работают в этой системе и получают хороший результат. К тому же, решив опять идти «своим путем», Россия оттолкнет студентов из стран СНГ, Китая, Индии и других стран, где реализуется именно двухуровневая система образования. Если сегодня наш диплом котируется хотя бы там, то завтра ситуация может измениться. И все ради того, чтобы назубок знать историю Великой Отечественной?
Собственно, поэтому какого-то общего взгляда на новую модель российского высшего образования пока нет. Да и саму презентацию этой модели Минобрнауки перенесло на осень. Тут, как говорится, семь раз отмерить надо!
Однако Александру Бастрыкину невтерпеж. Он решил поменять коней прямо на летней переправе…
Кондрат Борщев