Главные новости России и мира сегодня

Как День памяти превратили в Диснейленд с «Катюшей», «Смуглянкой» и пластиковыми флажками за 100 рублей…

Похоже, власть начинает расплачиваться за ею же деформированное отношение населения ко Дню Победы. И расплачиваться жестоко.

С одной стороны, россияне по-прежнему называют 9 Мая самым главным в их жизни праздником, с которым у них ассоциируется, прежде всего, военный парад. А с другой они хотят в этот день именно… праздновать – то есть веселиться, смотреть салют, жарить шашлыки. И парады в этом смысле вполне вписываются в данный логический ряд. Это ж ни что иное, как зрелища (народ, он ведь хочет хлеба и зрелищ!) с прохождением «военных, красивых здоровенных». Это колонны боевой техники, которую в будни не увидишь. Это бравурная духоподъемная музыка…

Молодежь, она так и говорит: «Пойдем тусить на День Победы?» Тусить на их языке – это развлекаться. Пусть и с военно-патриотическим уклоном. Тренд этот стал настолько очевиден, что организаторы таких тусовок порой и не задумываются над тем, чтобы наполнить программу празднования Дня Победы чем-то отличимым от празднования того же Дня города. В лучшем случае, они меняют форму или какую-то ее часть.

В этом смысле показательна свежая история в Омске, где местный батутный центр 9 Мая сначала развлекал народ танцами возле мемориала Победы, а после взял и выложил соответствующий ролик в Instagram фитнес-клуба в качестве поздравлений с праздником. На кадрах девушки в лосинах и гимнастерках игриво прыгают на батуте, видимо, символизируя всеобщую радость. Пользователи соцсетей в массе своей ее не разделили, назвав этот ролик «прыжками на костях» и потребовав извинений. Извинения батутчики принесли, однако удивились, почему ролик вызвал столько негодования. Они, мол, торжествуют 9 Мая вместе со всеми, что «мир не порабощен», а их еще за что-то упрекают.

Но, оказывается, омичи в этом смысле не одиноки, и «торжествовать» подобным образом в «праздник со слезами на глазах» принято чуть ли не повсеместно. Например, руководитель Ассоциации исследователей российского общества историк Геннадий Бордюгов в интервью журналу «Журналист» рассказал, что сегодня, к сожалению, не обходится без курьезных и даже абсурдных случаев, свидетельствующих о профанации отношения к войне и памяти. К ним он относит, например, ролевые игры типа «Блокадная семья» для учеников младших классов или «дегустации блокадного хлеба».

— В некоторых школах устраиваются танцы на батутах, на которых девушки с автоматами Калашникова в руках синхронно прыгают под песню «День Победы», — отмечает Геннадий Бордюгов. — По-прежнему детей наряжают в военную форму, превращая их в маленьких солдат. Хотя психологи объясняют воспитателям и родителям, что романтизация и украшательство самого страшного в жизни — войны — формируют у детей представление, что война — это праздник, потому что потом она оканчивается победой, а не могилами, в которые хоронят в военной форме, ставшей для предков посмертным одеянием.

По мнению историка, такого «дурного креатива» в России сегодня достаточно, и такие псевдокоммеморации лишь провоцируют разговоры о «победобесии».

Дурной же пример, как известно, заразителен. И если в одних городах 9 Мая прыгают на батуте сексапильные девушки, то почему этого нет в других? Надо полагать, так и рассуждали зрители театра оперы и балета Бурятии, освиставшие 9 Мая постановку, посвященную Дню Победы. Они, сообщают «Сибирь. Реалии», сначала прервали чтение писем 19-летнего солдата из Улан-Удэ Михаила Турошева, погибшего во время Великой Отечественной войны, а затем испоганили исполнение произведения Шостаковича приглашенными московскими музыкантами.

Как рассказала директор театра Эржена Жамбалова, практически сразу после начала постановки часть зрителей стала громко ее обсуждать, выкрикивая «Халтура» и «Скукота». Это сопровождалось громкими разговорами по мобильникам, которые, естественно, никто не отключал. Через 20 минут чтение писем и вовсе прервали аплодисментами. Пришлось звать на сцену музыкантов. Но во время исполнения ими квартета Шостаковича N8 «Памяти жертв фашизма и войн» зрители опять начали хлопать, мешая музыкантам. Доигрывать им пришлось под невообразимый шум и гвалт. После окончания вечера многие зрители демонстративно потребовали у администраторов возврата денег за билеты.

«Вместе с музеем истории Бурятии мы сделали вечер памяти в театре оперы и балета Улан-Удэ, — написал режиссер проекта Владимир Бочаров на своей странице в Фейсбуке. — Он был радикально тихим и минималистичным. Ни секунды пафоса. Все документально. Главные герои – письма и реальные объекты из коллекции музея. Михаил Турошев не был писателем и поэтом, его слог не отличался высоким стилем. Он искренне писал про все, что его окружало, а рядом с ним шла смерть. У него болел зуб, и рядом смерть; продавал кальсоны, ботинки, и рядом смерть; ел картошку, пил водку, и рядом смерть; освобождал города, и рядом смерть… И историю этого юноши освистали!»

Владимир Бочаров посетовал, что зрители освистали также «очень личный, автобиографичный, но одновременно пронизанный чувством общечеловеческой боли» квартет Шостаковича. «Для меня совершенно невероятно, почти невозможно представить это в XXI веке. Но это так! И я благодарен безмерно музыкантам, сыгравшим квартет до конца под хлопки, свист и крики из зала. Мне еще предстоит все обдумать. Но как же так, за считанные годы мы превратили День памяти в Диснейленд с «Катюшей», «Смуглянкой» и пластиковыми флажками за 100 рублей?» — пишет режиссер.

Точнее, пожалуй, и не скажешь…

 

Эрик Осипов

 

Вам также может понравиться