Главные новости России и мира сегодня

Билеты пахнут керосином. Авиационным

Телевизор с радостью рапортует, что россияне стали чаще летать. Если верить отчетам Росавиации, за прошлый год было перевезено 105 млн пассажиров, а с января по май 2018-го – 40 миллионов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 11,5%. В это же самое время пятерка самых крупных отечественных авиакомпаний увеличила поток пассажиров на 7,5%, после чего он составил 26,5 млн человек.

Казалось бы, действительно радоваться надо. Ну, кое-кто и радуется! Не забывая с еще большим рвением опустошать кошельки авиапассажиров. Судя по всему, нынешнее лето принесет им новые сюрпризы…

Авиакомпании группы «Аэрофлот» предупредили о предстоящем повышении цены билетов на свои рейсы из-за подорожания топлива. Об этом пишет газета «Коммерсантъ», ознакомившаяся с текстом письма перевозчика турагентам. Уже с 26 июля «Аэрофлот» увеличит топливный сбор для билетов на внутренние рейсы всех авиакомпаний группы (кроме «Победы», не находящейся под коммерческим управлением перевозчика). И это несмотря на то, что, по данным той же Росавиации, примерно каждое пятое кресло в отечественных самолетах сегодня пустует. Но добирать упущенную выгоду количеством никто не собирается.

Перевозчики, судя по всему, рассудили так: те, для кого летать не по карману, все равно не станут их клиентами, а те, кто летает, этого подорожания не заметят. Может, оно и так. По данным того же «Коммерсанта», цены на билеты авиакомпаний группы «Аэрофлот» суммарно вырастут на 200 рублей за полетный сегмент для эконом-класса и «комфорта», и на 400 рублей для бизнес-класса. Конечно, это немного. Но рассчитывать на приток новых клиентов, из числа тех, привык считать каждый рубль, в этой ситуации придется вряд ли. Авиаперевозки по-прежнему будут не для всех…

Справедливости ради надо сказать, что не все авиакомпании решили пойти по пути «Аэрофлота». К примеру, в «Северном ветре» и Azur Air «Коммерсанту» сообщили, что планов увеличивать топливный сбор у них нет. Но это только пока…

Президент UTair Павел Пермяков заявил изданию, что для удобства пассажиров все авиакомпании должны поддерживать одинаковый уровень топливного сбора. «Но если другие перевозчики его увеличат, то и UTair придется поступить так же», — резюмировал он.

Иными словами, это только вопрос времени. Ведь по данным аналитического агентства Thomson Reuters Kortes на 20 июля, авиационный керосин в российских аэропортах подорожал с начала текущего года на 7,8%. И напрасно некоторые аналитики пытаются увязать это с неким «сезонным фактором». Если сравнивать с июнем прошлого года, то цены выросли на 18,4%, до 50,9 тыс. рублей за тонну. В частности, в аэропортах Московского авиаузла стоимость топлива в годовом выражении увеличилась: в Шереметьево и Внуково – в среднем на 25%, в Домодедово – на 21%.

Так неужели кто-то думает, что авиакомпании не переложат собственные финансовые издержки на клиентов? И не в «сезонном факторе» дело, а в неуемных аппетитах наших монополистов. Вслед за ростом цен на нефтяных биржах они без зазрения совести переписывают ценники и на нефтепродукты для внутреннего рынка. И если в отношении безудержного подорожания бензина правительство сымитировало принятие каких-то административных мер, то в отношении авиакеросина никто даже не чешется. «Сейчас речь идет о том, что нефтяники высасывают у авиаотрасли прибыль, и есть риски того, что многие перевозчики второго эшелона получат убытки по итогам года», — приводит Газета.ru мнение руководителя аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева.

А это означает, что в следующем году продолжатся и банкротства авиакомпаний, и крах новых туроператоров, связанных с ними массой обязательств. И, разумеется, это обернется новыми нервами российских туристов, которые, поверив телевизору, решат довериться нашей призрачной «стабильности».

Стабильность если и есть, то только в желании ободрать как липку своего партнера и клиента. Уже сейчас аналитики говорят о том, что при сохранении тенденции роста цен на авиакеросин, туристический рынок просядет еще больше. К зиме билеты в пакетных турах могут подорожать на 10%. И приходя в турагентство оформлять «горящую» путевку, мы по традиции услышим извинительное: «Здесь, знаете ли, еще топливный сбор…»

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться