Главные новости России и мира сегодня

Аэропорт Внуково готов закрыться. Не дают авиаотряды правительства и ФСБ

Исход профессиональных летчиков из военной авиации в гражданскую в погоне за большими зарплатами в ближайшее время наверняка сойдет на нет. Она ушла в крутое пике, став одной из главных жертв пандемии COVID-19, и ловить тут теперь особо нечего. Такой вывод напрашивается из интервью The Bell председателя совета директоров аэропорта Внуково Виталия Ванцева.

Ситуация в отрасли аховая, и Внуково здесь не исключение. По словам Ванцева, они потеряли 95% пассажиропотока, а количество рейсов упало на 90%. Такая разница — из-за низкой загрузки. Кроме того, рейсы, которые вывозят россиян из-за границы, в одну сторону летят пустыми. Судите сами. Если в 2019 году в тот же период из Внуково совершалось примерно 540 рейсов в сутки, то, 5 апреля, например, 32! За ненадобностью пришлось даже закрыть часть международного терминала.

Если март для Внуково обошелся без особых финансовых потерь, то чистый минус с апреля по июнь здесь оценивают в 2 млрд рублей. С полным пониманием, что потерянные деньги никто не компенсирует. При этом нет и финансовой подушки безопасности. Деньги, которые аэропорт зарабатывает, тратятся на инвестиционные нужды. Поэтому речь может идти, как обещало правительство, только об отсрочке возврата кредитов.

— Полгода нас банкротить никто не будет. Но полгода закончатся, и что дальше? — сетует Виталий Ванцев. — Мы из них три месяца не работали, потом еще полгода будем восстанавливаться, а все отсрочки уже прошли. Где деньги брать, чтобы возвращать их банкам и в налоговую? Если уж говорить об рассрочке, то лет на десять. Тогда это будет подъемно, растянуто по времени. На каждый год будет понятный график, не так ощутимо возвращать. А если прямо с января 2021 года в полном объеме, где же мы это все возьмем?

Персонал во Внуково пока не сокращают. Часть людей отправили в оплачиваемые отпуска, а тех, кто отпуск отгулял, на простой. Даже топ-менеджеры с высокими зарплатами добровольно написали заявления о неоплачиваемом отпуске и работают на удаленке.

— Все понимают ситуацию, в которую мы попали, — говорит Виталий Ванцев. — И мы же помним о том, что при сокращении все равно нужно выплатить три оклада. А какой смысл их выплачивать, если надеешься, что через три месяца все вернутся к работе?

В вероятность закрытия из-за коронавируса всего авиасообщения в России, во Внуково все-таки не верят.

— Но, если число зараженных будет расти по экспоненте, Москву, скорее всего, надо будет закрывать как главный центр распространения вируса — это объективный факт, и с этим ничего не сделаешь, — прогнозирует Ванцев. — Как все будет развиваться, никто на самом деле предсказать не может. Но вы же видите — авиакомпании сами по себе закрываются, потому что люди не летают, загрузка на рейсах падает. Уже на неделе с 23 по 29 марта практически все авиакомпании летали с 60–70-процентной загрузкой, а это уже практически себе в убыток. Какой смысл накручивать операционные убытки, которые никто не компенсирует? Все авиакомпании в мире — Lufthansa, AirFrance, Ryanair, EasyJet — останавливаются вне зависимости от того, национальные они перевозчики или лоукост. Они понимают, что если будут сейчас накручивать себе операционные убытки, то дальше просто не восстановятся никогда. Лучше в этой ситуации два месяца постоять на земле…

Председатель совета директоров признался, что в нынешней ситуации они закрыли бы и весь аэропорт. Но не могут пойти на это, поскольку аэродром Внуково — совместного базирования, здесь стоят правительственный авиаотряд и авиаотряд ФСБ, которые должны летать. А поскольку закрыть аэродром нельзя, приходится платить за электроэнергию и содержать соответствующие службы в штатном режиме.

Некоторые авиакомпании в России пока еще держатся за счет внутрирегиональных рейсов. Но если ситуация не изменится, пассажиров не останется и там, утверждает Виталий Ванцев. Не надеется он и на то, что восстановление отрасли произойдет в июне. В лучшем случае к январю 2021 года ситуация вернется к январю 2019-го.

Но, вероятно, будут и те, кто… выиграет от нынешнего кризиса!

— Единственный, в кого, если будет необходимость, вольют деньги, это «Аэрофлот», — считает представитель аэропорта Внуково. — Я думаю, ему и убытки компенсируют, которые он себе сейчас накручивает. Ведь он продолжает летать ради государства, ради чиновников, ради того, чтобы дипломаты попадали в страны назначения. Кто выживет, тот, конечно, получит себе в этой ситуации львиную долю рынка. Хотя сам рынок сильно подожмется.

В общем, все, как всегда. Кому война…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться