Главные новости России и мира сегодня

Случайность или поджог: что высветил пожар на «Адмирале Кузнецове»?

Сказать, что командование ВМФ вместе с руководством Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сегодня усердно рвет на себе волосы – значит, не сказать ничего. Потому как всё случившееся – из серии «нарочно не придумаешь»…

Буквально только что Верховный главнокомандующий провел в Сочи серию совещаний с руководством Минобороны и представителями ОПК, целиком посвященных состоянию и развитию Военно-морского флота. По их итогам традиционным речам за здравие не было конца.

Буквально только что, конкретно – позавчера, 10 декабря, президент ОСК Алексей Рахманов гордо рапортовал, что ремонт тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» идет четко по графику и должен быть завершен в срок. Да, состоявшаяся в октябре полная дефектация корабля показала необходимость проведения допработ. В частности, выяснилось, что на старичке-авианосце требуется ремонт всех турбин главного турбозубчатого агрегата. Но на сроки сдачи, побожился Рахманов, это не повлияет. Корабль вернется в состав ВМФ России в 2022 году. Правда, изначально, в соответствии с контрактом на ремонт авианосца, заключенным в апреле 2018-го, везде фигурировал 2021 год. Сроки сместились после потери единственного на Северном флоте плавучего дока ПД-50 82-го судоремонтного завода, где должно было пройти второе докование крейсера. Сейчас на одном из предприятий центра судоремонта (ЦС) «Звездочка» идет сооружение нового сухого дока. После чего, казалось, все вообще будет хорошо…

И нате вам!

Сегодня господин Рахманов и представители ЦС «Звездочка» в топе новостей уже совсем по другому поводу, хоть и связанному с «Адмиралом Кузнецовым». Пожар, начавшийся во время сварочных работ в трюме первого энерготсека, может не только снова отодвинуть сроки сдачи авианосца, но и поставить под вопрос саму его дальнейшую судьбу.

На момент подготовки этой заметки, по данным источников Интерфакса, продолжалась борьба за живучесть корабля. Площадь возгорания на нем достигла 600 квадратных метров, точно оценить ее невозможно из-за густого дыма.

А случилось все традиционным в России способом – из-за чьей-то преступной халатности. По словам Рахманова, пожар начался из-за того, что при сварке окалина попала на неубранное демонтированное оборудование или горючие жидкости. Затем воспламенились электрокабели. По предварительным данным, пострадали шесть человек, один из них раходится в тяжелом состоянии.

Глава ОСК назвал случившееся «человеческим фактором» и пообещал проверить, соответствовали ли сварочные работы регламентам корпорации. В то же время, в пресс-службе центра судоремонта «Звездочка» уже попытались ненавязчиво перевести стрелки: «Корабль под флагом стоит, экипаж там все принимает и всем командует. Разрешение на работу дает и обеспечивает эти огневые работы экипаж».

В причинах сегодняшнего пожара еще предстоит разобраться следствию. Межу тем, у специалистов давно были основания полагать, что объем требующихся на «Кузнецове» работ перед его постановкой в док был явно недооценен. «Не получится ли так, что в процессе дефектации и вскрытия внутренностей крейсера будет обнаружена такая степень его износа, что дешевле и уместней окажется строительство нового авианосца, нежели обновление старого?» – задавался резонным вопросом телеграм-канал «Взгляд человека в лампасах».

Резонность его в том, что срок службы военных кораблей в среднем составляет 25 лет. А «Адмиралу Кузнецову» уже более тридцати! Фактически латать его решили только потому, что других авианосцев у России сегодня нет. А без них вроде как нет и статуса «великой морской державы»…

Тот факт, что латать придется тришкин кафтан, почему-то никого не заинтересовал. А посему, не могло ли случиться так, что сегодняшний пожар был инспирирован намеренно? Бывает же так, что старые, отжившие свой век строения, поджигают специально, чтобы не ремонтировать. По такому же принципу могли поджечь и корабль. В который, ради удовлетворения чьих-то амбиций, государство вбухивает колоссальные средства.

Стоимость предполагаемого ремонта авианосца «Адмирал Кузнецов» после его не слишком-то удачного похода к берегам Сирии все время росла. Если в марте 2017-го сообщалось, что на модернизацию корабля требуется 20 млрд рублей, то уже в июне «цена вопроса» выросла до 50 миллиардов. А сейчас понятно, что и эта цифра не окончательная, поскольку дело не ограничится заменой четырех котлов главной энергетической установки, модернизацией радиолокационного и радиоэлектронного вооружения, а также авиационного навигационного комплекса.

Может, потому и упала ненароком окалина на неубранные горючие жидкости?..

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться