Главные новости России и мира сегодня

Искусные счетоводы и хреновый главбух

Как предотвратить очередной рост цен на авиабилеты? Обсуждение этого вопроса смахивает на разговор слепого с глухим. Каждый приводит какие-то свои аргументы, но никто друг друга не понимает…

По прогнозам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, летать самолетами в России станет дороже на 9–10%. Авиаперевозчики обосновывают это резким ростом цен на авиационное топливо в 2018 году. При этом не все знают, что с 1 августа государство компенсирует авиакомпаниям 75% разницы между стоимостью авиакеросина на экспортном рынке и фиксированной ставкой 48 300 рублей за тонну. Вроде бы «держать» цены можно. Как можно и не особо их задирать. Но мы же с вами знаем: если есть спрос, цены будут расти всенепременно!

На рынке авиаперевозок пример здесь давно показывает «Аэрофлот». И, казалось бы, все давно привыкли, что билеты этой авиакомпании стоят гораздо дороже любой другой. Зарабатывай себе на повышенном комфорте и хорошей репутации. Ан, нет! Если можно заработать на чем-то еще, ребята своей выгоды не упустят. Недавно, например, глава авиакомпании Виталий Савельев заявил о планах отказаться от «плоских», то есть не меняющихся в течение года тарифов. Иными словами, в разгар отпусков или перед Новым годом с вас будут драть три шкуры. Ибо никуда не денетесь – полетите! Особенно с Дальнего Востока…

Дальневосточники и обратили на это внимание Владимира

Путина, который с удовольствием оттоптался на «Аэрофлоте».

«Надо посчитать, насколько велики их убытки, они счетоводы очень искусные. Все время прикрываются какими-то международными стандартами, которые некоторые эксперты считают жульническими. Там компьютер просто считает тупо, сколько заявок, сколько потребностей и, исходя из этого, взвинчивают цены. Достаточно примитивно все считают. Этот способ ценообразования и определения тарифов используют многие компании в мире. Но у нашей страны — особые условия, у нас огромные расстояния. И это необходимо учитывать. Будем решать эти вопросы», — пообещал Путин на Восточном экономическом форуме.

Но что значит – решать? Сейчас «плоские» тарифы действуют на рейсах из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград. Эти перевозки не субсидируются государством, убытки от них покрываются за счет более доходных маршрутов «Аэрофлота». По словам Савельева, «плоские» тарифы серьезным бременем ложатся на экономику компании, это «не рыночная мера», и потому они хотят от нее отказаться.

Каким образом президент может заставить бизнес работать себе в убыток, и чем за это после расплачивается, мы с вами прекрасно знаем. Но в случае с «Аэрофлотом» это вряд ли сработает…

Сработать здесь может только четкая и продуманная политика, которой, к сожалению, нет, и не предвидится. Поэтому скоропалительные заявления министра Дитриха, что Минтранс держит на особом контроле рост цен на авиабилеты, бдительно следит, чтобы он не превысил уровень инфляции, и разрабатывает какую-то очередную «систему мер», на самом деле, не более чем прививки от задумчивости.

В интервью радио Sputnik это на пальцах разъяснил главный редактор портала AVIA.RU Network Роман Гусаров:

— Когда в стране довольно высокий уровень инфляции, когда все дорожает, государство повышает налоги, параллельно реализуется налоговый маневр, что подталкивает вверх быстрыми темпами цены на авиационное топливо, не могут билеты не дорожать! Причем авиакомпании делают все возможное, чтобы сдерживать этот рост, чтобы это не привело к существенному снижению спроса на авиаперелеты. Платежеспособность населения не растет или растет не такими темпами, какими дорожает все вокруг. Зажатые в этих тисках, авиакомпании оказываются в достаточно сложном положении – либо находиться в убытках и сдерживать цены, либо повышать цены, что в перспективе приведет к падению спроса и опять к убыткам. Меры компенсации, которые в этом году предложило правительство по поручению президента, формально существуют, но на деле не действуют. Планка, после которой компании начнут получать компенсации, слишком высока. Сегодня авиакомпании ничего не получают, а топливо дорожает уже второй год подряд, и очень быстро. Авиационный керосин – это около 30% цены на билет, а еще НДС, аэропортовые сборы и все остальное…

Так что у Путина остается только один вариант – приказать ценам на авиабилеты не расти!

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться