Главные новости России и мира сегодня

Ковид все спишет. В том числе и массовые нарушения при госзакупках…

Судя по свежему отчету Счетной палаты, посвященному системе государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации, система эта безнадежно больна. И хотя СП констатирует, что в минувшем, «пандемийном» году объем закупок в целом соответствовал среднему значению, сложившемуся в 2014-2019 годах и составляющему 27% ВВП, прочая цифирь, которой изобилует мониторинг «счетоводов», не оставляет сомнений в том, что это такая же имитация, как и все прочее, окружающее нас в современной России.

А как иначе, если почти 75% от общего объема контрактов в рамках государственных закупок в 2020 году были заключены с… одним-единственным поставщиком? Разве это не имитация конкуренции и честной конкурсной борьбы? Разве то, что в отчете СП прямо сказано, что «рынок государственных закупок характеризуется высокой степенью концентрации крупных поставщиков» – не констатация того, что нынешняя система как раз и заточена под «крупняк», и она попросту не оставляет шансов закрепиться на рынке разной «пузатой мелочи»?

Пандемия эту тенденцию, к сожалению, закрепила. Не думайте, что повсеместное наступление сетевиков на фоне закрытия мелких магазинчиков или пекарен – единственное ее следствие. У сетевой торговли, как правило, свои, прикормленные поставщики. И конкурентов у них сегодня практически не осталось. Как отмечает Счетная палата, количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком, в связи с пандемией выросло в 15,6 раза, а сумма таких контрактов увеличилась в шесть раз — с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд в 2020-м. В целом же за последние четыре года доля неконкурентных закупок выросла на 17%.

При существующей системе закупок конкурировать с крупными поставщиками попросту невозможно. По данным контрольного ведомства, реальная конкуренция в определенной мере нынче присутствует только при закупках стоимостью до 10 млн рублей, участниками которых преимущественно являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Одновременно в таких закупках наблюдаются и наибольшие показатели экономии, которые достигают 18%. То есть «маленьких» обламывать по цене гораздо проще и легче, чем ворочающих миллиардами крупных игроков. Это подтверждает и тот факт, что средняя экономия по итогам осуществления закупок в 2020 году составила всего 6,2%. Для «крупняка» даже сотая доля процента может исчисляться суммами с несколькими нулями…

Но если бы дело было только в неуемной жажде наживы, которую так умело подогревает у представителей крупного бизнеса нынешняя система госзакупок. По данным аудиторов, с 2014 по 2020 годы количество выявленных здесь нарушений выросло в четыре раза — c 21,5 тыс. до 83,5 тыс. А общая сумма финансовых нарушений увеличилась почти в шесть раз — с 66,1 млрд до 362 млрд рублей. Иными словами, махинаций в системе госзакупок стало в шесть раз больше. И это – несмотря на постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, которое на поверку оказывается латанием тришкина кафтана! 

В Счетной палате отмечают, что Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы предполагал сокращение закупок у одного поставщика, но федеральные органы исполнительной власти его фактически игнорировали. В результате такими бурными темпами и росла доля неконкурентных закупок. Пандемия коронавируса здесь тоже оказалась как нельзя кстати! В отчете СП говорится, что из-за необходимости в срочном порядке закупать медицинские препараты, товары и услуги власти обращали меньше внимания на конкурсные процедуры. Полагаем, что это еще очень корректно сформулировано – потому как внимания к этим процедурам не было вообще! Пользуясь правилом, что «война все спишет» (в данном случае – война с коронавирусом), оправдываясь тем, что «на процедуры нет времени», закупали быстро и дорого. Благо, государство средств не жалело. По сравнению с 2019 годом, отмечается в отчете СП, государственные расходы на лекарственные средства и медицинское оборудование значительно выросли. Общая сумма заключенных госконтрактов в 2020 году достигла своего максимума за весь период функционирования контрактной системы и составила 8,9 трлн рублей, что выше уровня 2019 года на 7,7%.

Поинтересуйтесь, как проходили закупки стройматериалов при возведении Министерством обороны тех же актиковидных центров в регионах, а также последующее их оснащение медицинским оборудованием. При желании, уголовные дела там можно было бы возбуждать одно за другим.

Но ковид уже много чего списал. Спишет и это…

 

Артем Видный

Вам также может понравиться