Главные новости России и мира сегодня

Власть намеренно загнала себя в юридический тупик, чтобы не потрошить заначку

Чем дольше пребываем мы в «новой реальности», тем чаще задумываемся о том, как стыкуется она с действующими правовыми нормами. И приходим к выводу, что – никак!

Пришел к нему и юрист Валерий Тетерин, который пытается сейчас через суд отменить распоряжение врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева о всеобщей самоизоляции, которое было выпущено в Приангарье 31 марта, спустя две недели после введения режима повышенной готовности. В интервью ресурсу «Сибирь. Реалии» Тетерин обосновал, что, согласно закону, заставить людей сидеть дома можно только после объявления чрезвычайной ситуации (ЧС) или введения чрезвычайного положения (ЧП) – когда государство возьмет на себя все сопутствующие потери граждан и бизнеса.

Действующий сейчас в регионе режим повышенной готовности, считает иркутский юрист, это переход от повседневного, нормального режима жизни и функционирования к режиму чрезвычайной ситуации.

— Когда есть угроза, мы готовимся к этой ситуации, вводим режим повышенной готовности, определяем резервы, необходимые меры, ресурсы, — аргументирует он. — И потом ситуация, по логике вещей, должна развиваться так: либо наступает чрезвычайная ситуация и мы переходим в режим ЧС, либо она не наступает, угроза исчезает, и мы возвращаемся к режиму повседневной деятельности. Четко прописано, что региональные органы власти могут вводить режим повышенной готовности только для органов государственной власти. То есть в региональном масштабе это режим специального функционирования органов госвласти. Никаких ограничений прав граждан в режиме повышенной готовности быть не должно.

В этой связи Валерий Тетерин напоминает, что есть понятие федерального режима повышенной готовности. Когда правительство вводит его своим постановлением, и там предусмотрены определенные правила поведения, которые утверждены 417-м постановлением правительства в начале апреля 2020 года. Наряду с этим он подчеркивает, что в тех правилах нет ограничений, которые сейчас установлены в региональных распоряжениях, в том числе и в Иркутской области. Фактически те правила, которые сейчас введены в режиме повышенной готовности, должны действовать в режиме чрезвычайного положения. А его нет и в помине!

— Получается, что весь ограничительный пакет мы получили, а компенсационный пакет так и не увидели, — квалифицирует юрист то, что происходит в действительности. — Поэтому если какие-то меры реально необходимы в этой ситуации, надо обращаться к президенту, чтобы он вводил режим чрезвычайного положения. Достаточно давно у нас был принят закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, разнообразные СанПиНы, которые четко регламентируют порядок действий при возникновении различных ситуаций, в том числе связанных с заболеваемостью той или иной инфекцией. В данном случае этот порядок был просто грубо нарушен губернатором Иркутской области, и введенные им меры полностью не соответствуют всем имеющимся нормативным документам. Именно поэтому я считаю, что они должны быть отменены.

Однако Валерий Тетерин признает, что при этом возникнет еще одна проблема. Если введут режим чрезвычайного положения и эти ограничения, возникнет вопрос – чем эти ограничения отличались от того режима, в котором мы сейчас живем?

— По идее, тогда нужно будет компенсационные механизмы распространять и на предшествующий месяц, — полагает он. — Потому что несправедливо распространить эти механизмы только с момента формального введения режима чрезвычайного положения. Тогда еще один вопрос возникает – у чрезвычайного положения, согласно закону, есть очень жесткие сроки его введения, и мы к этим срокам уже подошли. Общегосударственное ЧП – 30 дней.

Фактически власть, по мнению Тетерина, сама себя загнала в абсолютный юридический тупик, из которого хорошего, основанного на правовых нормах выхода, лично он не видит. Придется выдумывать что-то экстраординарное. Но — что?

Власть не вводит режим ЧП только потому, что за остановку тех же предприятий в этом случае придется платить из федерального бюджета, то есть потрошить государственную заначку.

— По большому счету, все мероприятия чрезвычайного положения, раз оно вводится федеральным руководством, указом президента с утверждением Советом Федерации, это все общегосударственные расходы, — отмечает юрист. — Почему неэффективно введение режима чрезвычайного положения в отдельном субъекте? Потому что проблема уже слишком большая, ее нужно решать в общегосударственном масштабе. Когда нужно комплексно заниматься и экономикой, и спасением граждан, которые пострадали не только от самого вируса, но и от последствий. А для этого нужно общегосударственное реагирование, а не так, что все спустили на губернаторов, и каждый глава региона в меру своей фантазии что-то там пишет…

Вот и получается, что, уходя от ответственности, государственная власть только имитирует озабоченность происходящим. А на самом деле — умывает руки.

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться