Главные новости России и мира сегодня

Цены постояли и… рванули ввысь: чем обернулась предновогодняя забота правительства о дешевых продуктах

То, о чем предупреждали эксперты в период недавней показной активности властей по директивному сдерживанию роста цен на продовольствие, похоже, начинает сбываться. Видимо, злую шутку здесь сыграл Новый год, который у нас в стране сам по себе оказывается поводом для того, чтобы задрать стоимость товара.

Из опубликованных в минувшую среду данных Росстата видно, что цены, к примеру, на подсолнечное масло продолжили рост и в условиях их административного регулирования. Так, с 1 по 11 января они повысились в среднем по стране на 0,1%. Причем в 14 регионах рост составил 1,1-5,3%, в 24-х — 0,1-1%.

То есть, как ни пытались кремлевские стратеги удержать сегмент дешевых продуктов на более-менее приемлемом для нищего населения уровне, как нагибали производителей и ритейлеров, вынудив их заключить 16 декабря соглашение по регулированию цен на подсолнечное масло, сахар и прочие «макарошки», стараний этих хватило ровно на две недели. Уже с 1 января инфляция вырвалась наружу, наплевав на те самые соглашения, согласно которым оптовые цены на сахар не должны превышать 36 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — 95 рублей за литр, а розничные — 46 и 110 рублей соответственно.

И это, предупреждают эксперты, пока только цветочки…

Кое-где, впрочем, проглядываются уже и ягодки. Как сообщает «Коммерсантъ», у небольших и средних торговых сетей начались сложности с закупкой масла и сахара по регулируемым ценам: поставщики готовы отгружать на таких условиях только ограниченные объемы и исключительно самовывозом, а за доставку требуют… премию. Производители настаивают, что работают в рамках существующих договоренностей, которые должны действовать до конца первого квартала.

Но участники рынка предсказывают, что при усугублении существующих проблем условия достигнутых соглашений придется корректировать гораздо раньше. Проще говоря, повышать фиксированные цены. А что еще остается, если производители либо отказываются продавать продукцию на таких условиях, либо попросту игнорируют запросы торговых сетей? Стало, к примеру, известно, что производящая сахар группа «Русагро» готова отгружать по фиксированной цене только 30 тонн сахара в квартал. Это примерно 2 кг в день на… миллион россиян. Как вам такое нравится?!

Дав команду ценам «Стоять», регуляторы из высших эшелонов российской власти, как всегда, ни на йоту не погрузились в специфику товарно-логистических схем. Глава координационного совета Союза независимых сетей России Дмитрий Шадрин в этой связи пояснил «Коммерсанту», что небольшие и средние торговые сети, а также несетевые магазины обычно покупали подсолнечное масло и сахар у дистрибуторов, на которых достигнутые соглашения о фиксированных ценах не распространяются. Магазины в этой ситуации попытались переориентироваться на закупки у предприятий-производителей. Но те в первую очередь готовы обслуживать крупные сети, а с новыми контрагентами хотят работать только после заключения договора поставки. Та же группа «Русагро» готова отгружать сахар по 43,5 рубля за 1 кг в упаковке с доставкой. Компании, занимающиеся фасовкой оптовых партий, тоже установили цены на сахар выше 45 рублей за килограмм, так как не подпадают под те самые соглашения.

Ну и кто после этого поверит, что цены на продукты удастся удержать на прежнем уровне? Тем более что, по данным Росстата, в рост пошло не только подсолнечное масло. Продолжают дорожать, к примеру, яйца, которые стали лидером роста цен на продовольствие в декабре. С 1 по 11 января цены на них повысились на 0,3%, в том числе в 35 регионах — на 0,1-2,4%, в 10 — на 2,5-7,6%. Минсельхоз объяснил это сезонными факторами, а также подорожанием зерна и масличных культур. Наверняка найдется объяснение и тому, что цены на мясо кур в начале года выросли на 0,7%, на мясные консервы для детского питания, водку — на 0,6%, на стерилизованное молоко — на 0,5%, на мороженую рыбу, печенье — на 0,4%. По данным Ростстата, неспокойно и на рынке круп — рис подорожал на 0,1%, гречка — на 0,2%. Поддержала общую тенденцию и плодоовощная продукция, подорожавшая в среднем на 2,4%. Помидоры поднялись в цене на 7,7%, морковь — на 3,4%, картофель — на 2,7%, репчатый лук — на 2,6%, огурцы — на 2,5%.

Ведь те же эксперты предсказывали, что образовавшиеся на фиксированных ценах потери ритейлеры будут отбивать именно таким образом. То есть плавно повышать стоимость других товаров. Что и произошло в итоге.

Зато в крупных торговых сетях, если повезет, можно урвать сахар и подсолнечное масло по хорошей цене…

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться