Главные новости России и мира сегодня

Сельхозпроизводство растет вместе с ценами: как россияне становятся клиентами жестких дискаунтеров…

Сколько же восторженных слов услышали мы в минувшие выходные по случаю Дня работников сельского хозяйства! Смысл их можно свести к тому, что еще чуть-чуть, и Россия завалит своим продовольствием весь мир. Но если зерна, мяса, фруктов и овощей много, цены на них, по логике вещей, должны если не снижаться, то хотя бы не расти. У нас же почему-то происходит с точностью до наоборот. Логика – это не про нас?

К примеру, цены на один из самых ходовых продуктов питания — подсолнечное масло, за последние недели выросли сразу на 20-25%. Между прочим, это устойчивый тренд последних четырех лет, поскольку растительное масло подорожало с 59 тыс. рублей за тонну в 2016 году до 71 тыс. рублей в году нынешнем. И это, считают эксперты, опрошенные «МК», не предел, так как урожай подсолнечника в этом году из-за погоды оказался меньше на 40%, а треть его еще не убрана. Но гораздо больше климатических факторов на рост цен повлияло то, что почти половина урожая подсолнечника теперь идет на экспорт.

Вот и получается, что мир своим растительным маслом мы заваливаем исключительно за счет собственного потребителя. Как отмечают те же эксперты, стабилизирующим фактором для внутреннего рынка может стать изменение условий экспорта подсолнечника. Пока пошлины для экспортеров составляют всего 6,5% за тонну, воротилы сельскохозяйственного бизнеса так и будут гнать наше маслице за рубеж. И хотя комиссия по таможенно-тарифному регулированию вроде бы собирается поднять их до 20% с 1 февраля будущего года, не факт, что это произойдет. Уровень спроса на подсолнечное масло в обозримой перспективе все равно будет выше, чем предложение. Даже пальмовое и соевое масла, как свидетельствуют эксперты, подорожали за последние несколько месяцев более чем на 40% в долларах. А валютная выручка для молодого министра сельского хозяйства Патрушева и его кураторов куда важнее, чем рост цен на внутреннем рынке. Потому по итогам нынешнего аграрного сезона прогнозируется рекордный объем экспорта растительного масла — около 3,5 млн тонн. Предыдущий рекорд Россия поставила в прошлом году, но он составлял только 2,2 млн тонн. Увеличение – больше чем в полтора раза!

Так что слова о массированной сельхозэкспансии России за рубежом фактически означают, что самим россиянам придется снова затягивать пояса. И не только из-за подсолнечного масла. Как рассказал URA.RU экономист Константин Селянин, до конца года из-за вызванного пандемией экономического кризиса могут значительно вырасти в цене и другие продукты питания.

Что проку от рекордного урожая пшеницы в России, если неурожай зерновых случился в мире? А пшеница, объясняет Селянин — это продукт, определяющий мировые цены на продовольствие. В результате цены на зерно с начала 2020 года увеличились уже на 25–30%, и если российские потребители пока на себе это особо не прочувствовали, то к Новому году прочувствуют обязательно. Хотя бы потому, что львиная доля нашей пшеницы тоже отправится на экспорт.

Стоит ли удивляться, что на фоне этих пессимистических ожиданий и падения доходов граждан в стране бурными темпами растет число так называемых жестких дискаунтеров. Поясним, что если дискаунтер — это предприятие розничной торговли, деятельность которого направлена на снижение издержек обращения и цен на товары, то жесткие дискаунтеры — представители данной категории магазинов, где цены снижены в среднем еще на 15%.

Иными словами, это магазины экономкласса для самых бедных. Как сообщает «Коммерсантъ», с сентября 2017 года по сентябрь 2020-го их количество выросло почти на 25% — до 139,6 тыс. объектов. Например, число магазинов «Светофор» выросло в полтора раза за последние два года – до 712 торговых точек («Светофор» теперь осваивает даже богатую Москву!), а количество точек федеральной сети «Хлеб Соль» увеличилось за последние два года вдвое – до 140 магазинов.

В недалеком же будущем, по данным издания, открыть жесткие дискаунтеры планируют и крупные торговые сети. X5 Retail Group, которой принадлежит «Пятерочка», может запустить пилотные магазины такого формата уже к концу этого года. «Магнит» уже открыл пять жестких дискаунтеров «Моя цена» с ограниченным ассортиментом товаров.

В общем, жить становится все жестче и веселей…

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться