Главные новости России и мира сегодня

Бывший средний класс массово переходит на «макарошки»

Недалеко от меня расположены два продуктовых магазина – премиум-класса и эконом-класса. Качество товаров, чего говорить, там несопоставимое. В «премиуме» продукты качественные, свежие, вкусные, но – дорогие. В «экономе» тоже голодным не останешься, но такого удовольствия от процесса приема пищи, конечно же, не получишь.

До недавних пор соотношение покупателей в «премиуме» и «экономе» было примерно один к трем. В первый люди захаживали, если хотели побаловать себя и семью какими-то деликатесами, фирменной выпечкой, отборными фруктами, доставленными из жарких стран. И порой «подсаживались» на них настолько, что аналогичную продукцию из «эконома» есть уже не могли. К хорошему, как известно, привыкаешь быстро…

Теперь они ходят в «премиум» как в музей. Или выискивают здесь акции, специальные ценники. Или не ходят вовсе, чтобы не травить себе душу и желудок. А каждого посетителя, словно в ювелирном или автомобильном салоне, здесь сопровождает вышколенный и вежливый продавец.

В «экономе» же клиентуры резко прибавилось. В одной очереди к кассе вместе с гастарбайтерами и пенсионерами стоят вполне себе респектабельные граждане. Те, кто еще вчера причислял себя к среднему классу, а сегодня вынужден перейти на полуфабрикаты.

И явление это – повсеместное. Резкое падение доходов из-за пандемии коронавируса и общего упадка экономики вынуждает многих россиян поменять свои гастрономические пристрастия и стать более внимательными к ценам. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на компанию Nielsen, продукты питания и товары повседневного спроса низкого ценового сегмента начали пользоваться у россиян повышенным спросом. Их доля в продажах выросла со среднегодового значения 16,9% до 17,7% в мае. Доля товаров премиального ценового сегмента, напротив, сократилась с 35,8% в среднем по году до 34,4% в мае. Обвал, на первый взгляд, не такой большой, но эта тенденция, которая пока в основном коснулась мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий, будет только набирать обороты и расширяться на остальной продовольственный ассортимент.

Невнятного вида «макарошки» теперь придется кушать не только традиционно экономившим на еде бюджетникам. Аналитики компании Nielsen отмечают, что если раньше в России на низкий ценовой сегмент в среднем приходилось 18,7% годовых продаж макаронных изделий, то за период с 27 апреля по 24 мая этот показатель достиг 22,8%. Его как раз и обеспечили новые клиенты магазинов эконом-класса. В категории майонеза доля низкого ценового сегмента за тот же период выросла с 7,3% до 9,5%, в продажах шоколадных конфет на развес — с 14% до 15,7%. Доля премиума в категории макаронных изделий при этом сократилась с 37,1% до 33,7%, в шоколадных конфетах — с 30,8% до 28,7%.

Иными словами, люди перестают покупать себе на гарнир пасту из твердых сортов пшеницы, не столь активно провоцирующую набор веса. А «заедают» дешевую макаронную радость такими же дешевыми шоколадными батончиками на развес. Чем только провоцируют дальнейшее ожирение.

То, что жители нашей страны стали чаще покупать дешевые товары и более активно экономить, в интервью «360» подтвердила и председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина Козловская. «Люди сидели без зарплаты. Кому-то платили немножко, кому-то не платили. Я сама хозяйство веду, понимаю, что это такое. А еще нас пугают второй волной. Естественно, люди начали экономить. Те, у кого есть что экономить», — отметила она.

По словам Галины Козловской, россияне стали покупать впрок, готовить более практичную и незамысловатую еду. Новой тенденцией является и то, что многие стали экономить именно из-за неопределенного будущего. Особенно касается это тех, кто не находится на государственной службе, и у кого есть дети. Все видят, как пострадал во время карантина коммерческий сектор. И понимают, что, если вторая волна нас все-таки настигнет, и, не дай бог, окажется еще масштабней, многие представители малого и среднего бизнеса в ней просто захлебнутся.

Так что за будущее магазинов эконом-класса можно не беспокоиться…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться