Главные новости России и мира сегодня

Без палки нет эффективности…

Счетная палата проанализировала исполнение федерального бюджета РФ за 2018 год и пришла к выводу, что ни одна из 40 государственных программ, направленных на развитие экономики, не показала высокой степени эффективности. На среднем уровне исполнена 21 программа, на низком — 7, еще 12 вообще не поддаются оценке.

Из 25 приоритетных проектов два профинансированы менее чем наполовину: «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (29,8%) и «Повышение производительности труда и поддержки занятости» (47,7%).

Но особо печальна ситуация с Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП): уровень ее исполнения по итогам прошлого года оказался самым низким за 15 лет. Менее чем на 50% профинансированы госпрограммы по защите от чрезвычайных ситуаций, развитию промышленности, фармацевтики и медицины, культуры, управлению государственными финансами, внешнеполитической деятельности, юстиции, развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Не исполнены — по информационному обществу и развитию энергетики.

Снижаются и темпы строительства объектов ФАИП — по итогам прошлого года каждый второй из них (45,5%) не был введен в эксплуатацию. На эти незавершенные стройки федеральный бюджет потратил более 2,372 трлн рублей.

В общей сложности по всей стране их насчитывается 12,8 тысячи, причем по 3,3 тысячи объектов строительство даже не начиналось, по 1,9 тысячи — приостановлено в основном без консервации, по 1,7 тысячи информация в принципе отсутствует. Наибольшие объемы незавершенного строительства числятся у Минобороны России и Росавтодора. Если же учесть стройки в регионах, на которые выделялись деньги из бюджетов субъектов РФ, речь идет уже о 58 тысячах объектов на общую сумму 2,89 трлн рублей.

Общий объем нарушений, выявленных Счетной палатой при проверке исполнения бюджета за 2018 года, составил 426,2 млрд рублей. Из этой суммы 73,6 млрд рублей приходятся на нарушения при использовании средств федерального бюджета и оказание услуг населению госучреждениями. 308 млрд рублей — на некорректное «отражение в учете фактов хозяйственной жизни», 18,7 млрд — на госзакупки.

Тернистый путь к средствам

Основной корень проблемы в излишней бюрократии, связанной с исполнением госпрограмм, считают эксперты. Минфин выделяет на них средства только тогда, когда своевременно и в полном объеме, с убедительным обоснованием финансирования представлены соответствующие заявки со стороны других министерств и субъектов РФ.

Но подготовка таких документов сопряжена с большим количеством формальностей и требований, редко кому удается справиться с этим к началу года. В результате реальное поступление денег в большинстве случаев начинается только со второго-третьего квартала и активизируется под конец года, угрожая всплеском инфляции, но освоить их полностью субъекты все равно не успевают.

Между тем экономика очень ждет этих денег, и они могли бы изменить тот негативный тренд, который наблюдается с начала года, по снижению ожидаемых темпов и экономического роста, и реальных доходов населения, отмечает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов.

Мы очень надеялись, что за счет государственных расходов этот негативный экономический тренд удастся переломить. Но в результате того, что мы не выполняем равномерно собственный план инвестиций в экономику России через инструмент госрасходов, мы наблюдаем кардинальное ухудшение экономических показателей. А ведь за ними надо видеть реальное ухудшение жизненного уровня большей части граждан РФ, — сетует он.

Без палки никак

Дело не в российском воровстве, которым сопровождаются госпрограммы (откаты, распилы и т. д.), а в очень сильной зарегулированности всего того, что связано с госзаказами, соглашается вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. То же строительство объектов ФАИП идет через госзаказ, и местные власти обложены проверяющими всех мастей.

Там сложные сейчас стали тендерные условия, и стоит только в чем-то оступиться — например, у вас запланировано оплатить следующий корпус в третьем квартале, вы не успеваете, переносите на четвертый — и это уже нарушение, которое теоретически может перерасти в уголовное дело. Это очень большая головная боль для местных властей, и они действуют по принципу: лучше ничего не делать, чем сделать неправильно и попасть под какие-то санкции, — поясняет аналитик.

К тому же если какие-то нарушения находятся, всё останавливается, строительство прекращается, начинается проверки. И пока они ведутся, никто другой не может зайти на объект. Если даже со строительством стадиона в Санкт-Петербурге к ЧМ-2018 было столько проблем (а это объект топ-значения, для которого была создана система максимального благоприятствования), что говорить про объекты, у которых нет таких льготных условий.

Необходимо идти по пути либерализации всего того, что зарегулировано, и отменять сложные правила, уверен эксперт.

У нас же половина указов президента вовремя не исполняется. Это неэффективность в принципе государственного аппарата. Чиновники не подконтрольны обществу. Я даже не понимаю смысла самой Счетной палаты. Зачем нужна Счетная палата, если она из года в год находит какие-то нарушения, но ничего не меняется? — иронизирует он.

По мнению аналитика, здесь надо говорить об эффективности государства в целом, а не его отдельных структур. Исполняется все там, где есть личный контроль и палка в руках. Пока она не слабеет, что-то делается, а само по себе — нет. Это историческая беда России. Так было и в царские времена, и в советские. И единственное решение — выстроить правильные общественные институты, благодаря которым все будет работать без личного контроля и махания палкой.

 

Источник: Ридус

Вам также может понравиться