Главные новости России и мира сегодня

Воинский учет: на коротком поводке у Шойгу

Госдума приняла в окончательном, третьем чтении пролоббированный Министерством обороны закон, который обязывает граждан мужского пола становиться на воинский учет по месту фактического проживания. Даже если зарегистрирован ты в Урюпинске, а реально живешь на съемной квартире в Москве, то должен явиться в военкомат и соблюсти все необходимые формальности. «Для чего? Разве завтра война?» – гадают эксперты.

«Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать всех граждан. Так определяется возможность по обеспечению комплектования Вооруженных Сил», — обосновал законодательные новации депутат-единоросс Андрей Красов.

И трактовать эти слова можно по-разному. С одной стороны, вроде бы нет ничего зазорного в том, что Минобороны будет иметь реальную картину мобилизационного потенциала. Упроститься порядок призыва в армию, в том числе студентов, обучающихся в других городах.

А с другой, каждый годный к воинской службе россиянин будет постоянно находиться под колпаком военкомата! Причем, с временными рамками особо не забалуешь. Если отъехал от родного дома на срок более трех месяцев и не оформил регистрацию по месту пребывания, военкомат все равно должен взять тебя «на карандаш» как потенциального кандидата для комплектования Вооруженных Сил.

Даже в советские времена таких строгостей не было. Мужики ездили за длинным рублем «на севера», месяцами колымили на комсомольских стройках, и никто от них не требовал становиться там на воинский учет. Отсюда напрашивается вывод: генерал армии Шойгу хочет держать на коротком поводке не только будущих призывников, но и тех, кто добросовестно оттрубил срочную, и пребывает сегодня в запасе.

Косвенно это подтвердил кремлевский вещун Владимир Жириновский, предложивший увеличить возраст постановки на воинский учет в связи с повышением пенсионного возраста. Чтоб была возможность поставить под ружье вплоть до 65 лет!

Между тем, Счетная палата РФ, только что завершившая проверку российских военкоматов, выявила массу правовых прорех как раз в сфере воинского учета и призыва граждан на военную службу.

Например, сегодня законодательно не установлен перечень оправдательных документов, представляемых учреждениями здравоохранения в военные комиссариаты в целях компенсации понесенных затрат на проведение медицинского освидетельствования граждан. Отсутствие этого документа, по словам заместителя председателя Счетной палаты Веры Чистовой, приводит к расхождению учетных данных по взаиморасчетам, а также судебным спорам из-за неполного и несвоевременного возмещения медицинским учреждениям понесенных затрат. В свою очередь, это влечет дополнительные расходы со стороны военных комиссариатов.

Кроме того, требуют актуализации размеры штрафов по административным правонарушениям, связанным с уклонением граждан от медицинского обследования и неисполнением ими обязанностей по воинскому учету. Сегодня даже в случае неявки по вызову в военкомат потенциальный призывник отделается штрафом в 100-500 рублей. То же самое грозит ему, если он не сообщит в установленный срок об изменении своего семейного положения, образования, места жительства и работы. Максимальный размер штрафов не изменялся с 2002 года, подчеркнула Вера Чистова.

В использовании федеральных субвенций, выделенных в 2016-2017 годах органам местного самоуправления на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, бардака еще больше. Всего в стране более 5 тысяч таких муниципальных образований в 61 регионе. Постановкой на воинский учет там занято 20,5 тыс. человек, а ежегодные субвенции на эти цели составляют 2,5 млрд рублей. При этом начисто отсутствуют нормативы затрат на содержание военно-учетных работников и порядок расходования субвенций муниципальными образованиями. Аудиторы Счетной палаты выявили массу нарушений. Например, в отчетах муниципальных образований не были отражены расходы на аренду помещений, тогда как указанные затраты ежегодно включались в расчет субвенций, предоставленных соответствующим субъектам из федерального бюджета. При этом ни Минобороны, ни Минфин анализ отчетов регионов о расходовании субвенций не осуществляли. А зарплата работников, осуществляющих воинский учет, зачастую была даже ниже уровня МРОТ. Например, в ряде населенных пунктов Дагестана, Татарстана, Амурской и Костромской областей ее выплачивали… раз в квартал, а в трех муниципальных образованиях Амурской области работники военно-учетных столов получали деньги единовременно в конце года…

Можно представить, как они работали! И с какого раза там удастся стать на воинский учет по новому законодательству.

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться