Главные новости России и мира сегодня

Шойгу МиГ помедлит?..

Невнятность позиции Министерства обороны РФ в отношении перевооружения Воздушно-космических сил как нельзя лучше прослеживается на примере нового детища российской самолетостроительной корпорации «МиГ».

Истребитель МиГ-35 так же, как и его прародитель МиГ-29, позиционируется производителями в качестве «небольшого, скоростного и сверхманевренного самолета завоевания господства в воздухе». Но, как отмечают эксперты, разговоры о массовых поставках МиГ-35 в Вооруженные Силы ведутся примерно столько же, сколько существует и сам проект. Особой массовости почему-то не наблюдается.

В августе прошлого года стало известно, что Минобороны должно получить в рамках заключенного контракта шесть двухместных МиГ-35УБ и одноместных МиГ-35С. Первые два истребителя поколения 4++, как сообщил генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко, ВКС России уже получили. «За последние три года мы сделали серьезный рывок по программе МиГ-35. В кратчайшие сроки запустили производство этого самолета, провели его испытания, за 2,5 года дошли от опытно-конструкторских работ до контракта с Минобороны», — сказал он в своем интервью, добавив, что до конца года авиапарк ВКС пополнится еще четырьмя такими машинами.

В мае этого года информированный источник сообщил Интерфаксу, что военное ведомство якобы будет ежегодно получать как минимум шесть истребителей МиГ-35 и в последующие годы. Но в отсутствие конкретных соглашений, все это вилами по воде писано. Эксперты заговорили о том, что Минобороны намеренно закупило небольшую партию самолетов, собираясь вначале испытать их в боевых частях, выявить недостатки и недоработки, которые невозможно определить летчикам-испытателям и сотрудникам КБ. Ведь именно строевым пилотам придется работать с новыми машинами в режиме каждодневных полетов.

Однако появляется все больше косвенных подтверждений тому, что Минобороны медлит не только по этим соображениям. К примеру, «Военное обозрение» предприняло попытку детально разъяснить, почему МиГ-35 — явно плохая идея для ВКС России…

Говоря о перспективах нового истребителя, издание отмечает, что, по сути, это все тот же МиГ-29. Например, в качестве основы силовой установки корпорация выбрала советский двигатель РД-33, а если быть точнее — его модернизированную версию РД-33МК. Плюс ко всему, Воздушно-космические силы могут получить версию самолета, оснащенную архаичной радиолокационной станцией «Жук-М», имеющей щелевую антенную решетку, которая едва ли может отвечать современным требованиям.

И это далеко не все причины, по которым российские военные не торопятся закупать новый самолет. «Довольно странно выглядят попытки некоторых экспертов выдать МиГ-35 за «дешевый легкий истребитель», — пишет «Военное обозрение». — МиГ-35 можно назвать как угодно, но только не «легким» и, уже тем более, не «дешевым». Масса пустого МиГ-35 значительно больше массы пустого F-15C, который в России многие относят к «тяжелым» истребителям. Цена МиГ-35 точно неизвестна, однако с учетом относительно современной бортовой электроники она вряд ли будет сильно ниже, чем у Су-35С».

Фактически эта машина не имеет никаких объективных преимуществ перед аналогами. При этом после перевода всех бортовых радиолокационных станций на цифровую основу и обновления боевых программ, самолет стал еще опасней. В этих условиях, полагают авторы издания, самым разумным решением было бы отказаться от МиГ-35. Но в недавнем своем интервью генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко многозначительно обмолвился: «Рассчитываем на подписание нового контракта на поставку МиГ-35 с военным ведомством».

И расчет этот явно на чем-то основан. Похоже, в ведомстве Сергея Шойгу оказались связаны с самолетостроительной корпорацией некими негласными обязательствами. «Закупки Су-35 продолжатся после завершения текущего контракта, увеличение заказа на Су-57 никак на это не повлияет», — заявил недавно РИА «Новости» источник в Министерстве обороны РФ.

В чем же здесь дело? Скорее всего, в том, что корпорация «МиГ» сегодня участвует в тендере на поставку Индии современных истребителей. И, по словам Тарасенко, в числе других, обсуждаются вопросы локализации производства МиГ-35 на территории Индии, а также послепродажного обслуживания.

Отказаться сегодня от сомнительного товара – значит, обречь потенциальную сделку на провал. Именно поэтому Сергей Кужугетович взял паузу?..

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться