Главные новости России и мира сегодня

Российский ВМФ останется заложником бракоделов

Пока генералы и адмиралы ведут споры о том, какие авианосцы и вертолетоносцы нужны отечественному ВМФ, и нужны ли они вообще, в экспертном сообществе нарастает скепсис по поводу того, способна ли вообще Россия справиться с задачей постройки такого серьезного корабля.

СМИ вспоминают, что страны, купившие в свое время тяжелые авианесущие крейсера советской постройки, затем серьезно об этом пожалели. К примеру, Китай использует свой «Ляонин» (бывший «Варяг») только как учебно-боевой. Аналогичная история у Индии с «Викрамадитьей». И Пекин, и Нью-Дели уже проектируют и строят авианесущие корабли следующего поколения. А на стареньких авианосцах им хотя бы удалось исправить те чудовищные ошибки, которые были допущены при проектировании авианосца «Адмирал Кузнецов».

В этой связи «Военное обозрение» отмечает, что Индия последние полвека регулярно покупает российское оружие, но выполнение контрактов при этом постоянно связано с задержками и перерасходом средств. Самой известной, длинной и неприятной историей такого рода является как раз покупка авианосца «Викрамадитья»…

Советский авианесущий крейсер «Баку», напоминает издание, вошел в строй в 1988 году. Это был единственный корабль проекта 1143.4, который нес ракеты «Гранит», артиллерию и десятки летательных аппаратов. После распада СССР Россия переименовала «Баку» в «Адмирала Горшкова». А уже в самом начале 1992 года случилась авария на паропроводе, и корабль пришлось вывести в резерв…

Трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в начале 2000-х в Нью-Дели срочно задумались о покупке авианосца, которым можно было бы заменить единственный имеющийся корабль такого класса «Вираат»- его списывали. Примерно так в 2004 году на свет божий и появился российско-индийский контракт, согласно которому «Адмирал Горшков» бесплатно передавался ВМС Индии, но перед этим Россия должна была провести его модернизацию стоимостью 974 млн долларов.

На заводе «Севмаш» «Адмирала Горшкова» перестроили уже с угловой палубой, добавив носовой трамплин. Установили также новые котлы, электронику, оборудование для работы с авиацией. Капитальному ремонту подверглись каюты и технические помещения. Корабль с новым именем «Викрамадитья» теперь мог нести 24 истребителя МиГ-29К и 10 вертолетов марки «Ка».

Проблемы, по данным «Военного обозрения», начались в 2007-м. Через год ожидалась передача авианосца заказчику, но «Севмаш» в эти сроки не укладывался, поскольку не была выполнена и половина всех работ. Хуже того, стоимость их неожиданно взлетела до 2,9 млрд долларов, и заказчику, вопреки заключенному контракту, предложили доплатить. В случае отказа российское Минобороны пригрозило забрать корабль себе, что не устраивало Индию, уже выплатившую 974 миллиона.

Назревал крупный международный скандал. Прибыв в июле 2009 года на «Севмаш», тогдашний президент России Дмитрий Медведев в пух и прах раскритиковал ход модернизации и потребовал как можно быстрее ее завершить. В следующем году в результате долгих и нудных переговоров Индия, скрепя сердце, согласилась увеличить бюджет проекта до 2,2 млрд долларов.

В августе 2012 года «Викрамадитья» вышел-таки на испытания, а в ноябре 2013-го влился в состав ВМС Индии. «Удивительно, но даже после всех этих неприятных событий Индия заключила контракт с «Севмашем» на обслуживание авианосца в течение 20 лет. Кроме того, заводу заказали необходимые запчасти и другое оборудование», — недоумевает «Военное обозрение».

Заказчиков не насторожило даже то, что уже во время перехода из России в Индию произошла поломка одного из восьми котлов «модернизированного» авианосца. Российская сторона причиной аварии тогда назвала некачественный огнеупорный кирпич китайского производства. Хотя Китай тут же опроверг факт поставки кирпичей для российско-индийского проекта…

Как пишет «Военное обозрение», это не единственная проблема «Викрамадитьи». Больше всего их с вооружением. Например, ПВО корабля обеспечивается только пусковыми устройствами ложных целей, способными отвлечь противокорабельные ракеты. Огневые средства ближнего действия попросту отсутствуют. Индия способна оснастить «Викрамадитью» собственными копиями установок АК-630, но это произойдет только через несколько лет. До тех самых пор кораблю придется полагаться на зенитные средства других боевых единиц – таких как новейший эсминец «Колката».

Похоже, не извлекла уроков из этой истории и Россия. После не самой удачной модернизации «Адмирала Горшкова», отмечает «Военное обозрение», завод «Севмаш» проявляет странный оптимизм. Он собирается… строить новые авианосцы, в том числе для третьих стран! Возможным покупателем такого корабля уже называют Бразилию.

При этом никого не смущает, что коренное обновление советского авианосца действительно было долгим и сложным. Из-за крайне плохого состояния «Адмирала Горшкова» большую часть конструкций пришлось строить заново и насыщать новым оборудованием. Именно это, считает «Военное обозрение», в итоге привело к затягиванию работ и росту их стоимости. Проблемой также стали доработки исходного проекта, связанные с пожеланиями заказчика и спецификой производства. Тот же злосчастный кирпич на котлах появился из-за отказа индийцев ставить асбестовую теплоизоляцию. Имели место и проблемы с комплектующими импортного производства.

Но самое большое, если не решающее, влияние на такую модернизацию оказал тот факт, что ранее «Севмаш» тематикой авианосцев не занимался вовсе. Авианесущие крейсера для ВМФ СССР строили и собирались строить в Николаеве.

Но Николаев остался на Украине, а российский ВМФ, судя по всему, останется заложником бракоделов…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться