Главные новости России и мира сегодня

Ради чего «рука Москвы» спасает тонущий «Антонов»?

Активность России на южноамериканском направлении, вызывающая особую обеспокоенность в США, становится все более очевидной, и уже не ограничивается одной Венесуэлой. По некоторым данным, все больше российских генералов, в том числе прошедших Сирию, направляются военными советниками в Перу. И явно не только потому, что это государство – один из основных эксплуатантов российской боевой техники в регионе. Что же такого задумал Кремль, чтобы пощекотать нервы Соединенным Штатам?..

По лентам информагентств еще года два назад проходили сообщения, что российские военспецы, официально находящиеся в вооруженных силах Республики Перу, времени даром не теряют, и активно предлагают начать обучение перуанских курсантов в учебных заведениях Министерства обороны РФ по конкретным специальностям. Примерно в это же время первая группа военнослужащих из Перу окончила Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, и Москва стремилась развить успех.

Удалось это лишь отчасти, и достигнутая в свое время договоренность об обучении 200 перуанских военнослужащих в российских военных вузах пока в полной мере не выполнена. Но, похоже, Москва не оставляет усилий в этом направлении.

Только что стало известно, что военно-воздушные силы Перу получили третий штурмовик Су-25, прошедший в России капремонт и модернизацию в рамках совместного проекта перуанской госкомпании SEMAN и Рособоронэкспорта. Самолет после прохождения соответствующих испытаний приземлился на военно-воздушной базе Эль-Пато 21 августа. Как сообщает командование перуанских ВВС, Су-25УБ войдет в состав 11-й авиагруппы, расположенной на авиабазе в городе Талара на северо-западе Перу.

По данным Центра анализа мировой торговли оружием, всего будут восстановлены и модернизированы десять штурмовиков Су-25 (6 Су-25K и 4 Су-25УБ) в рамках соглашения, заключенного между Россией и Перу в конце 2014 года. Первый Су-25К был возвращен в строй в августе прошлого года, второй, Су-25УБ – в середине марта этого года. Поставка четвертого самолета ожидается в течение ближайших недель. Кроме ремонта и модернизации самолетов, российская сторона бонусом поставляет тормозные парашюты, запчасти и техдокументацию, а также проводит капремонт 20 двигателей Р-95Ш.

Всего на вооружении ВВС Перу стоит 18 самолетов данного типа еще советской сборки, приобретенных в середине 1990-х годов в Белоруссии и частично прошедших там же модернизацию. В перуанских ВВС также есть истребители МиГ-29 различных модификаций, вертолеты Ми-24/Ми-35, Ми-8/Ми-17, что открывает перед Россией перспективы дальнейшего сотрудничества в этом направлении.

Но, по некоторым данным, это лишь часть многоходовой игры, конечная цель которой гораздо ближе перуанских военных аэродромов…

Недавно стало известно, что украинское предприятие «Антонов» выиграло конкурс на производство узкофюзеляжных транспортных самолетов Ан-178 для Перу, обойдя при этом американо-итальянский Leonardo C-27J Spartan и европейский C-295 от Airbus. Как предполагает «Военное обозрение», без «руки Кремля» здесь явно не обошлось, иначе лежащий на боку украинский авиагигант вряд ли обошел бы таких конкурентов.

Ан-178, сообщает издание, представляет собой продукт модернизации Ан-158 (Ан-148). Эти транспортники грузоподъемностью в 18 тонн должны заменить устаревшие Ан-12, которые до сих пор летают во многих странах мира. Характеристики самолета заинтересовали Перу, поскольку здесь есть опыт эксплуатации Ан-32Б. «Перуанским пилотам приходится летать сразу по нескольким климатическим зонам: среди Анд и на амазонской низменности, где часто идут тропические ливни. Подобные условия предъявляют особые требования к транспортным самолетам», — пишет «Военное обозрение».

Перуанцы предпочли продукцию украинского авиапрома, даже, несмотря на то, что «Антонов» имеет репутацию не очень надежного партнера. Например, при выполнении контракта по поставке азербайджанской авиакомпании Silk Way 10 самолетов Ан-178 украинцы взяли аванс в 1 млн долларов, а заявленную изначально цену в 25 млн долларов за каждый самолет повысили до 45 миллионов. В итоге сделка сорвалась, а переведенный миллион долларов был не то «освоен», не то присвоен украинским предприятием.

На то, что Киев может «кинуть» теперь и перуанцев, указывает Дмитрий Кива, экс-генеральный конструктор «Антонова», а ныне советник азербайджанских авиакомпаний. По его словам, по Ан-178 не выпущено даже документации. «Как может проходить испытания самолет, на который еще не выпущена документация?» — недоумевает он.

Однако в Лиме сидят не дураки, считает «Военное обозрение», поскольку они тщательно изучили все возможные нюансы сделки, прежде чем связываться с Незалежной. Один из нюансов состоит в том, что порядка 50% комплектующих Ан-178 производится в России. В своем нынешнем состоянии Украина их замену самостоятельно не осилит. Рассчитывать на помощь Запада не стоит, особенно после того, как «Антонов» обошел своих конкурентов. Поэтому поставки Ан-178 в Перу возможны только при содействии Москвы, делает вывод «Военное обозрение».

Но вряд ли расчет кремлевских стратегов состоит только в том, чтобы российские предприятия получили заказы на поставку комплектующих. В чем же смысл такой игры, и не переиграют ли эти стратеги самих себя?

«Это прямая поддержка враждебно настроенного режима, который на официальном уровне обвинил нашу страну в агрессии и ввел секторальные санкции, — напоминает «Военное обозрение». — Кроме того, проблемы в украинском авиапроме привели к трудовой миграции квалифицированных специалистов в Россию. Реанимация «Антонова» может привести к обратному эффекту. Так стоит ли это делать в нынешних условиях?»

Однако привычка делать и, лишь потом думать, стала фирменным стилем российского руководства. Поэтому, чем закончится вся эта многоходовка, сказать пока сложно…

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться