Главные новости России и мира сегодня

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: надолго ли подвижные?

 

Как в свое время единственными союзниками России были ее армия и флот, так и сейчас единственной, пожалуй, силой, гарантирующей само существование страны, является ее ядерная триад» — морские, воздушные и наземные силы ядерного сдерживания. Гарантия того, что любой новоявленный бесноватый фюрер трижды подумает, прежде чем доводить дело до прямого конфликта.

Поэтому эту триаду холят и лелеят, насыщая новыми боевыми средствами, делающими ответный удар еще более неизбежным и точным. Если мы посмотрим на то, что делается в воздушной и морской частях триады, то увидим, что дела вполне неплохи. Да, есть проблемы, да, новые носители можно было бы закупать в больших объемах, но это не так, что «тиграм мяса не докладывают».

А вот в наземной части далеко не все так хорошо. Шахты отлично известны противнику и могут стать целью конвенционной атаки еще до объявления войны. Следовательно, нашим ракетам нужна мобильность. Обеспечить ее можно двумя способами: железнодорожным и автомобильным транспортом. С железнодорожными установками … помолчим немного в их память. А что же с подвижными грунтовыми ракетными комплексами? Тоже все далеко от хорошего.

В советские времена повелось, что наиболее сложные, стратегически важные виды техники производились несколькими заводами. Во-первых, так просто безопаснее, меньше риск остаться без ничего, если один из заводов по той или иной причине выйдет из строя. Во-вторых, в условиях социалистической экономики так обеспечивалась конкуренция и сопутствующее техническое развитие: оставшись монополистами, заводы и КБ почему-то стремительно начинали почивать на лаврах, отказываясь развиваться хоть на йоту.

В СССР существовали четыре ключевых производителя большегрузной многоосной военной техники: ЗИЛ, Минский завод МЗКТ, Брянский завод БАЗ и Курганский КЗКТМ.

С приходом «дикого капитализма» ЗИЛ и Курган довольно быстро приказали долго жить, а БАЗ еле-еле перебивался «с хлеба на воду». В итоге сложилась ситуация, что в одном из важнейших дел – обеспечении мобильности своих наземных ракетных стратегических комплексов — Россия оказалась в полной зависимости от монополиста – МЗКТ. Учитывая манеру белорусского руководства понимать дружбу между нашими странами, МЗКТ, в свою очередь, неоднократно становился заложником «братских споров».

В результате в один прекрасный день вопрос был поставлен ребром: Россия готова выкупить МЗКТ. Однако эта инициатива была встречена в штыки. Во-первых, братьями из Минска, сразу затребовавшими, чтобы российский покупатель не просто приобрел МЗКТ, но и взял в нагрузку все его непрофильные активы, вплоть до троллейбусоремонтного завода, да и про сохранение социального пакета не забыл. Во-вторых, рядом чинов из родного Минобороны, которые заметили, что раз у нас везде поставлена задача развивать отечественное производство, отказываться от импортов высоких переделов, то и новая «телега» для новых отечественных баллистических ракет тоже должна быть отечественной. И деньги, которые нужны для выкупа всех долгов и социалки МЗКТ, гораздо лучше будет пустить на создание своего собственного изделия, поддержание своего собственного конструкторского и производственного потенциала.

В принципе, позиция логичная: как раз неподалеку от российско-белорусской границы находился переживавший непростые времена БАЗ, который смог, невзирая на «лихие» 90-е, отработать и выдать в серию целую линейку многоосных тягачей по теме «Вощина», да и ранее прославил себя разработкой и производством плавающей установки для уникальной ракеты меньшей дальности «Ока», которая (установка, не ракета) до сих пор является розовой мечтой для самых богатых охотхозяйств.

Однако случилось нечто странное. Родившуюся в результате работу «Платформа-О» отдали в Набережные Челны. А Брянск оставили сосать лапу.

Нет, «татарское лобби», конечно, никто не отменял, но даже чисто логически это выглядело странно. КАМАЗ, при всем к нему уважении, никогда не блистал в части многоосных большегрузных вездеходов. Простые грузовики – да, полугражданские грузовики повышенной проходимости – да, но ракетные «телеги»?.. Ссылки на победы в гонках Дакара здесь не работают: по барханам катаются значительно более легкие машины с существенно другим устройством, чем «многоножки», уже не говоря про то, что это – по сути, «одноразовые» спорткары.

Однако на все вопросы ответ был один: «Мы верим в возможности КАМАЗа, мы сможем все сами».

Смогли ли?

Когда пришло время отчитываться за потраченные государственные деньги (злые языки говорят, что в два раза более крупные, чем потребовалось бы, чтобы поставить на ноги БАЗ или даже выкупить МЗКТ со всеми его потрохами), КАМАЗовцы выкатили свою «многоножку», от которой в оторопь пришли не только лишь все эксперты. Да, она очень красиво семенила колесами на бетонной площадке, демонстрируя доверчивым высокопоставленным зрителям всяческие танцы, но вот с применением на реальном бездорожье дело не заладилось.

А все потому, что гениальные проектанты «Платформы-О» додумались до того, чтобы применить электропривод ведущих колес, причем не просто электропривод, а через мотор-колесо. Не знаю, может, эти проектанты – молодые люди, которые слишком любят играть на компьютере в «танчики», причем не в какие-то, а в расово-верные «Фердинанды» с их легендарным электроприводом. Или им сказали военные, мол, сделайте, как у америкосов проклятых, чтоб с электроприводом, как у «Ошкоша». Но извините, даже первокурсник автодорожного института знает такое понятие, как «неподрессоренные массы» и насколько негативно они влияет на все, от проходимости до управляемости! И что схема мотор-колесо реализуема лишь для самых маленьких и легких образцов электротранспорта, работающих в «тепличных» городских условиях, либо тех, для которых скорость не важна и грязи по маршруту следования не предвидится (вроде луноходов и марсоходов). Да и у пресловутого «Ошкоша» нет мотор-колес, а тяговые электродвигатели комфортно размещены на раме машины и работают на колесо через полуоси.

Так что «колесница», конечно, получилась, но она – «парадно-показушная». Не боевая.

Да и с вопросом, насколько сами смогли сделать машину – тоже есть сомнения. КАМАЗ ведь, на минуточку, в немаленькой степени принадлежит иностранцам. А точнее – немцам. И если посмотреть на начинку «Платформы-О», становится даже не понятно, куда смотрели радетели за «отечественность» и «вставание с колен», когда подписывали приемо-сдаточные акты на такое чудо техники. Дизели MTU, генераторы и моторы «Сименс»… Не совсем даже понятно, куда смотрит немецкий контрольный орган – пресловутая БАФА, когда у нее под носом идет экспорт в Россию продукции самого что ни на есть военного назначения. Пусть КАМАЗ ее формально производит не сам, а стыдливо прикрываясь именем своей «дочки» — «Ремдизель». А то иностранцы огорчатся. Впрочем, не исключено, что все это и делается с прямого одобрения и наущения иностранных кураторов, пусть мол, русские сами себя в болото загоняют, а мы им поможем.

На фоне этих игрищ и попила единственным отрадным событием стало внезапное спасение БАЗа «Алмаз-Антеем» – чуть ли не в последний момент (говорят, его предыдущий владелец уже собирался продать территорию завода под коммерческую застройку). Решение логическое, поскольку попытки водрузить разнообразную зенитную технику на стандартные КАМАЗовские шасси обычно не вызывают ничего, кроме острого желания отойти в сторонку, пока «пепелац» не опрокинулся. Но – очень многое в этой истории уже было сделано не логично. А высказанные некоторыми экспертами мечты, что теперь тему «Платформа-О» могут отдать брянчанам, обернулись пшиком.

В конце 2019г. было громогласно объявлено, что КАМАЗовскую «Платформу-О» уже приняли на вооружение. Да, электрическую. Возможно, даже с импортной начинкой. И, чуть шепотом – что поставки замечательных изделий в войска намечены на 2023 год, не ранее. Будто это корабль какой-то, или сверхсовременный штучный истребитель! Или, может быть, это время, которое дали КАМАЗовцам, чтобы они успели сделать «работу над ошибками»? Перенести моторы с колеса на раму, поставить вместо немецких дизелей Тутаевские, найти электромоторы где-нибудь в Лысьве… и попытаться вновь пройти госиспытания задним числом. Выглядит правдоподобно, учитывая пышно цветущую в настоящее время у наших военных моду ни в коем случае не признавать своих ошибок, а заметать их «под ковер». Авось дальше само сделается как надо. Или руководство поменяется.

Вот только как не было у наших «Ярсов» никаких альтернатив МЗКТ, так и нету. А учитывая текущее развитие обстановки в государстве царя Луки – может и не остаться совсем.

Тем более, что все, кому надо было снять сливки с завода, например, наши общие друзья из Поднебесной, это уже сделали и с прошлого года успешно производят свои китайские копии всей линейки белорусских тягачей (которых у нас нет). Остается только сказать большое китайское спасибо тем из наших и белорусских патриотичных чинов, кто довел ситуацию до такого.

Эрик Осипов

Вам также может понравиться