Главные новости России и мира сегодня

Почему выдохлась «Армия»?

По некоторым данным, когда только возникла идея с проведением в подмосковном парке «Патриот» международного военно-технического форума «Армия», как смотра достижений отечественной оборонки и витрины преобразований в Вооруженных Силах, умные люди советовали его крестному отцу – Сергею Кужугетовичу Шойгу, проводить это масштабное мероприятие раз в два года. По примеру крупнейших мировых авиационных и автомобильных салонов. Иначе, предупреждали они, через несколько лет можно выдохнуться, утратить роль мега-выставки военно-технических достижений. Так оно и вышло. Потому, видимо, что нашему министру обороны важнее беспрерывно находиться под прицелом телекамер, а не выдерживать планку качества. «Военное обозрение» подробно объясняет, почему же это произошло.

Во-первых, потому что Вооруженные Силы завершают программу масштабного технического переоснащения, и в этой связи многим компаниям в ближайшее время придется переориентироваться на гражданскую продукцию. А, во-вторых, за год производители просто не успевают подготовить полноценные новинки, а не перекомпонованные бронетранспортеры и БМП.

Как отмечает «Военное обозрение», на последних «Армиях» определенно не хватает шоу-стопперов, приковывающих внимание публики. Поднадоел всем и пресловутый танковый биатлон, транслируемый телеканалом «Звезда». Автор справедливо замечает, что это «не самые увлекательные соревнования на цветных танках, имеющие, по сути, только одну цель – повышение боевого мастерства танкистов». И задается не менее справедливым вопросом: «Почему до сих пор мы не видим на полигоне в Алабино «Армату»? Танк, имеющий высокий экспортный потенциал и представленный публике шесть лет назад, до сих пор не показан в деле. Почему не создать «спортивную» модификацию машины и не пересадить на нее танкистов из разных стран? Это была бы отличная реклама «Арматы» и, наконец, оживило бы интерес к танковому биатлону. Пока же организаторы эпатируют публику… балериной на броне и шпагатом, исполненным танкистом на двух стволах. Можно, кстати, еще Бузову позвать – фурор в сетях будет гарантирован…

Полным разочарованием стала и представленная на «Армии-2021» колесная техника. Здесь в качестве основной заманухи презентовали… спорткар для ВАИ. Интересно, поинтересовался кто-нибудь у самих ваишников, нужно ли им такое чудо техники, способное преодолевать брод глубиной в… 15 сантиметров? Оно и понятно, ведь сделали этот «вездеход» в МГТУ им. Н.Э. Баумана, точнее, студенты и аспиранты из Межвузовской молодежной инженерно-технологической корпорации. Причем, сделали еще семь лет назад. Теперь же по чьей-то мощной протекции игрушку перекрасили в цвета Военной автомобильной инспекции и представили на суд зрителей. Интересно и то, что спорткар изначально носил гордое имя «Крым», но вот на форуме в парке «Патриот» был назван просто «Родстер/купе». Чем объяснить такую «скромность»? Очевидно, тем, что Минобороны никогда его не купит, а перспективы спорткара на гражданском рынке еще более туманны.

То же самое можно сказать в отношении гражданского внедорожника-пикапа «Стрела», который на форуме был представлен в качестве реализации поручения президента РФ. Как пояснило «Военное обозрение», совсем недавно Владимир Путин призвал отечественный ОПК оперативно переходить на мирные рельсы. Мол, армия, в конце концов, насытится современной техникой, и поток заказов иссякнет. В «Военно-промышленной компании» восприняли все буквально и представили на нынешнем форуме 3,5-тонную небронированную «Стрелу». Особо занимательно при этом выглядит формулировка о том, что перед разработкой был «проведен анализ рынка, определена возможная себестоимость производства с учетом потенциальной серийности». «Много у нас продается автомобилей, снаряженной массой в 3,5 тонны? – задается вопросом «Военное обозрение».А если и продается, то кто заставит покупателя взять «Стрелу», а не заморские Toyota Sequoia или Chevrolet Suburban? 
При том, что цены, скорее всего, будут схожими. Безусловно, и у «Стрелы» будут свои покупатели, но они никогда не заберут даже части из полноценной серии. И это не досужие домыслы. Пример со штучными продажами конверсионного «Тигра» тому в доказательство. Замена брони на стальной прокат и легкая ретушь внешнего облика не сделает вчерашний армейский автомобиль успешным на рынке». 

Издание отмечает, что подлинная конверсия – это, прежде всего, разработка машин с использованием узлов военной техники, которую примет гражданский рынок. А для этого нужен сложный маркетинг и немалые средства.

Ни того, ни другого у нас сейчас нет. Зато есть неумное желание пускать пыль в глаза…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться