Главные новости России и мира сегодня

Пациент, скорее, мертв – почему военную печать спасать уже поздно…

В медийном сообществе не принято копаться в грязном белье или анализировать работу своих коллег. В этом смысле последний номер еженедельника «Военно-промышленный курьер» — исключение из правил. Сразу две больших аналитических статьи в нем посвящены той плачевной ситуации, в которой оказались сегодня средства массовой информации Минобороны. Как подчеркивает издание – «обреченные на пиар», то есть вместо совершенствования деятельности военного ведомства, нацеленные исключительно на прославление Сергея Шойгу и его команды. Прославление тупое и незатейливое. Поэтому нет никаких сомнений, что отступить от этого негласного правила журналистов «ВПК» вынудила исключительно острота текущего момента. Ибо если промедлить еще немного, военная печать умрет как таковая. Хотя многие считают, что она уже умерла…

Корень всех бед, по мнению издания, в том, что сейчас нет единого управления военными СМИ. Две структуры Минобороны – возрожденное Главное военно-политическое управление (ГВПУ) и Департамент информации и массовых коммуникаций (ДИМК) во главе с амбициозным генералом Игорем Конашенковым никак не могут договориться, кому же они принадлежит, и кто ими должен управлять.

По правде сказать, все это очень напоминает театр абсурда. В ГВПУ есть целое Управление военно-политической пропаганды и агитации (руководит им выпускник общевойскового командного училища, не имеющий опыта работы ни в политорганах, ни в СМИ, ни в пропаганде). В нем есть отдел военных СМИ, в котором нет ни журналистов, ни вообще каких-либо специалистов, связанных с этой областью. Нонсенс!

Газеты военных округов и флотов, коих осталось всего-то восемь, уже не органы командующих, как было ранее, а территориальные отделы газеты «Красная звезда», которая и сама теперь не является самостоятельным юридическим лицом. Она входит в состав федерального государственного бюджетного учреждения «Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны РФ – структуры малопонятной и, по сути своей, являющейся обычной прокладкой во взаимоотношениях редакции с учредителем.

Функции же учредителя «Красной звезды» и окружных (флотских) газет осуществляет тот самый ДИМК. Хотя это, по мнению «ВПК», филькина грамота, поскольку даже сам учредитель по закону не имеет права вмешиваться в редакционную политику учрежденного издания. Не говоря уже о том, что сидящие в ДИМКе так называемые управленцы совершенно далеки от журналистики и не являются в ней профессионалами. Есть, отмечает издание, и другие несуразицы, которые не позволяют «Красной звезде» функционировать как полноценному СМИ.

Как результат, не только «Красная звезда», а вся военная печать по своей кадровой, финансовой, технологической и организационной оснащенности остается еще в прошлом веке. Ведомственными СМИ никто всерьез не занимается. «Нет на это ни времени, ни средств, ни желания», – откровенно заявил в 2019 году начальник Главного военно-политического управления генерал-полковник Андрей Картаполов на встрече с представителями военной печати в Центральном доме журналиста. С тех пор практически ничего не изменилось…

И вряд ли изменится. Потому что телевидение, считает «ВПК», исправно закрывает все бреши, создавая на экране замечательный внутренний образ Вооруженных Сил. И это всех устраивает. А что за этой картинкой, какими проблемами живут на самом деле армия и флот, никто не задумывается.

«Не хочу проводить аналогий, но они напрашиваются, — пишет заместитель главного редактора «ВПК полковник в отставке Олег Фаличев. — Примерно так было в 1940 году, когда громко распевали «Танки наши быстры» и говорили, что воевать будем на чужой территории мощным ударом. А потом наступил 1941-й, и фашисты оказались у стен Москвы. Не пора ли нам уже одуматься и начать уходить от этой благостной пасторали на экранах ТВ, в газетах? Начать говорить с нашим зрителем, слушателем, читателем спокойным, разумным языком. Без всяких «трах-бах», трезво оценивая свои возможности и возможности противника. Кому-то я наступаю тем самым на больную мозоль, но от репортажей в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза» уже просто тошнит. За ними ни одной мысли, ни одного раздумья, обеспокоенности. А ведь не сами по себе появляются такие материалы, кто-то ставит подобные задачи перед телевизионщиками, корреспондентами, вывозит их в войска. Вряд ли это на пользу дела и боеготовности Вооруженных Сил».

Именно об этом недавно шел разговор в Белой гостиной Центрального дома журналиста, где состоялся традиционный прием военных репортеров, посвященный Дню защитника Отечества. Видя эту тотальную безысходность, участники разговора даже предложили Общественному совету при Минобороны выступить с предложением созвать Всеармейское совещание, дабы обсудить на нем информационную политику военного ведомства и состояние военной печати в целом. Звучали предложения избавить командную структуру руководства Вооруженных Сил от несвойственных обязанностей. Вернуть функции управления военной печатью Главному военно-политическому управлению, отвечающему за идеологию, политическое и морально-психологическое состояние личного состава, до чего пресс-службе Минобороны нет никакого дела. У нее ведь сегодня одна задача – бесконечно бить в фанфары и противодействовать любым попыткам критического анализа того, что происходит в армии.

Только вот кажется, что все это – как мертвому припарка…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться