Главные новости России и мира сегодня

Неужели Россия потеряет «Москву»?

Нешуточные страсти разгораются в последнее время вокруг символа России – флагмана Черноморского флота ракетного крейсера «Москва», который в очередной раз оказался на приколе на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота (ЧФ) в Севастополе.

Про его судьбу есть несколько точек зрения. Согласно самой оптимистичной, он должен был пройти ремонт и модернизацию вслед на своим «систершипом» — ракетным крейсером «Маршал Устинов» в Центре судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Согласно самой пессимистичной, из-за нехватки средств у Минобороны он, как самый старый корабль проекта 1164 «Атлант», может быть отправлен – как это было сплошь и рядом в эпоху безвременья, то есть в 90-е годы, «на иголки». Промежуточные предусматривали восстановление его технической готовности в Севастополе.

Про последнее. Одни говорят, что сейчас пытаются сделать его главную энергетическую установку. Другие – что идет чуть ли не борьба за живучесть, чтобы крейсер на смех «незалежным» не утонул у причала.

На днях в интервью для «Интерфакс-АВН» глава ОСК Алексей Рахманов прямо дал понять, что мяч находится на половине поля военных. «Все зависит от решения Минобороны»,- сказал он.

Один из наших источников также назвал выход из тупика. По его словам, «надо наступить на горло пресловутой национальной гордости, и отправить крейсер на буксире вокруг Европы в Северодвинск».

Тем временем в Главкомате ВМФ, где собрались подводники (при всем уважении к ним), похоже, не понимают статусности проблемы «Москвы».

Надо признать, что существует точка зрения, согласно которой направление «Москвы» на ремонт и модернизацию нецелесообразно, поскольку крейсеру уже 35 лет — он является первым кораблем проекта 1164 «Атлант». Таким образом, если его ремонт и модернизация продлится 5 лет, как это было в случае «Маршала Устинова», он выйдет из ремонта уже 40-летним. Сторонники этой точки зрения выступают за первоочередной ремонт более «молодого» по сравнению с «Москвой» однотипного с ней ракетного крейсера «Варяг» Тихоокеанского флота.

Крейсер «Маршал Устинов» Северного флота вышел из 5-летнего ремонта в Центре судоремонта «Звездочка» в декабре 2016 года.

Крейсер «Москва» (первоначально он назывался «Слава») уже переживал сложные времена в начале 90-х годов прошлого столетия, когда также  поднимался вопрос о его списании. Тогда командование ЧФ обратилось за помощью к правительству Москвы во главе с Юрием Лужковым. И такая помощь была оказана (при всей неоднозначности этой фигуры), а крейсер с 1996 года гордо носит имя российской столицы. В 1999 году он вернулся в боевой состав ЧФ. Как бы сейчас столица поучаствовала в реанимации крейсера? По оценкам, на это требуется порядка 20 – 30 млрд рублей. Но ведь лучше кормить свои армию и флот, а не чужие!

Напомним, что во второй половине 2015 года крейсер возглавлял Постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море, где своими средствами ПВО прикрывал российскую авиабазу «Хмеймим» в Сирии. 22 июля 2016 года крейсеру «Москва» был вручен орден Нахимова.

Основное вооружение крейсеров проекта 1164 — 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан» с дальностью стрельбы 550 км разработки реутовского «НПО машиностроения» (входит в корпорацию «Тактические ракетное вооружение».

И как вывод. Так может, пора и нынешним московским властям заниматься не только плиткой столичных мостовых? Однозначно, «Москва» не должна умереть!

 

 

Артем Захаров

Вам также может понравиться