Главные новости России и мира сегодня

Летчики разбегаются, самолеты падают, министр и главком безмолвствуют…

Что происходит в наших Воздушно-космических силах? Почему сообщения о летных происшествиях и авиакатастрофах поступают на ленты информагентств с пугающей регулярностью? Кажется, эти вопросы мало кого волнуют. В том числе депутатов Госдумы, которым давно пора вызвать на ковер министра обороны и главкома ВКС, потребовав дать хоть какие-то разъяснения.

А коль разъяснений нет, СМИ получают их от различных экспертов. Например, Александр Ставер со страниц «Военного обозрения» констатирует: все мы как-то очень быстро привыкли к тому, что военные летчики постоянно гибнут, что профессия эта снова стала одной из самых опасных в армии. Как привыкли и к стандартным объяснениям вроде «человеческий фактор» или «техническая неисправность»…

Автор напоминает, что в ВКС сегодня происходит вполне предсказуемый процесс оттока молодых пилотов в гражданскую авиацию. Причины известны – низкая зарплата, бытовые проблемы и прочее. Если добавить к этому естественный уход летчиков по возрасту и здоровью, то огромный некомплект в военной авиации легко объясним.

«Подготовка молодых пилотов, по мнению действующих летчиков и ветеранов авиации, аховая», — пишет Александр Ставер. И напоминает, что если в СССР обучением пилотов ВВС занимались более 20 военных училищ, то сегодня осталось одно — в Краснодаре! Да и там курсанты «летают» больше на тренажерах, нежели в реальных условиях, и говорить об эффективности такого обучения бессмысленно. К тому же, плачевное состояние учебных самолетов Л-39 и Як-130 на большее рассчитывать и не позволяет.

Но слабая подготовка пилотов в училище, по мнению автора, продолжается и в частях. Командование вынуждено «выращивать боевых летчиков» в ускоренном порядке. Иначе можно схлопотать от вышестоящего начальства. Но это оборачивается авиакатастрофами. Такими, как столкновение 18 января этого года фронтовых бомбардировщиков Су-34 на Дальнем Востоке с потерей двух самолетов и чудесным спасением третьего. Или аналогичное столкновение двух «СУшек» в Липецкой области 6 сентября 2019-го.

В частях, отмечает Александр Ставер, сейчас идет массовый выпуск пилотов 3-го, а иногда и 2-го класса. Налет у них составляет 300-400 часов, что по всем параметрам вроде бы неплохо. Однако эта красивая картинка как-то не вяжется с откровенным высказыванием бывшего командующего ВВС генерала армии Петра Дейнекина: «ВКС России на сегодняшний день не располагают группировкой, численность которой позволила бы вести масштабные боевые действия. Не хватает боевого летного состава».

Более того, стремление ускоренными темпами клепать в частях «воздушных асов» как раз и приводит к таким вопиющим происшествиям, как столкновение самолетов при выполнении достаточно простых маневров. По мнению опытных пилотов, это возможно лишь в одном случае — когда молодой летчик возомнил себя асом, способным выполнить в воздухе любой маневр. Срабатывает тот самый пилот 2-3 класса! А в условиях, когда частота полетов выросла в разы, такое «головокружение от успехов» всегда чревато авиапроисшествиями и трагедиями, подчеркивает автор.

По его мнению, все это в полной мере относится и к наземным службам. Взять хотя бы катастрофу Ту-22М3 под Мурманском, на аэродроме «Оленья», где стратегическому бомбардировщику пришлось садиться в условиях плохой видимости. «Понятно, что всепогодной авиации не существует в принципе, но военный летчик летает всегда, – пишет Александр Ставер. — А обеспечивает безопасность взлета и посадки наземный персонал. Вот он-то и не сработал на «Оленьей». Не было обеспечено дополнительное освещение полосы посадки. Летчик, учитывая снежные заряды, которые били по кабине, попросту не видел полосы! И это тоже результат ускоренной подготовки специалистов…»

Впрочем, по мнению автора, все это только хвост рыбы, которая начинает пахнуть. Есть проблема и с «головой». Главнокомандующим ВКС сегодня является общевойсковой генерал Сергей Суровикин. Молодой, имеющий опыт командования не только округом, но и группировкой российских войск в Сирии, опыт штабной работы на уровне Главного оперативного управления Генштаба, Герой России. Человек действительно выдающихся командирских талантов. «Только каким боком выпускник Омского общевойскового училища связан с ВКС?» – задает резонный вопрос Александр Ставер.

Но признает: раз уж он «назвался груздем», то ему и решать многочисленные проблемы Воздушно-космических сил. Причем, делать это, по мнению автора, надо в кратчайшие сроки. «Пока же, увы, мы видим стрелочников, которые и оказываются виноватыми во всех бедах нашей авиации, — констатирует автор. — Одни за это платят собственной жизнью, другие свободой, третьи погонами. А система живет. Ждет новых жертв и новых героев, которые предотвратили…»

Сколько же жертв еще потребуется, чтобы министра с главкомом, наконец, призвали к ответу?

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться