Главные новости России и мира сегодня

«Лебединая» песня спета: бессмысленные амбиции Кремля слишком дороги для налогоплательщиков

 

 

У американцев есть плавающие мишени – многочисленные авианосцы, а у нас – летающие! Это так называемые «Белые лебеди» – межконтинентальные сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160, являющиеся самыми большими, тяжелыми и скоростными в мире. Максимальный взлетный вес этого самолета, составляет 275 тонн, дальность полета – почти 14 000 км, бомбовая нагрузка – 45 тонн, максимальная скорость – 2200 км/ч, размах крыла 55,7 и 35,6 метра.

Это последний принятый на вооружение самолет с изменяющейся стреловидностью крыла. И… единственный в мире самолет, который выпускается почти 40 лет. Да-да, советские ВВС стали получать первые Ту-160 еще в 1987 году. Так получилось, что после распада СССР почти два десятка этих машин остались на Украине. Часть из них Киев передал потом Москве в рамках погашения долгов за энергоресурсы, а еще десять утилизировал, посчитав дорогой и бессмысленной игрушкой.

Американский аналог Ту-160 – бомбардировщик В-1 с изменяемой геометрией крыла, спроектированный еще в 1970-е годы, фактически постигла та же участь. За океаном пришли к выводу, что поворотные крылья – блажь, от которой гораздо больше хлопот, нежели преимуществ. Уже объявлено, что к 2035 году этот бомбардировщик в США полностью спишут.

Мы же к этому году, сообщает «Новая газета», при благоприятном стечении обстоятельств передадим своим ВКС 50-й Ту-160М – улучшенную модификацию старенького «стратега». Программу воспроизводства самолетов Ту-160 в модернизированном виде развернули в 2018 году по решению президента Путина. Работа, как сообщается, идет в кооперации передовых предприятий металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения, большая часть из которых входит в «Ростех». Но идет она как-то странно…

В самом начале этого года россиян обрадовали тем, что первый вновь изготовленный бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М совершил дебютный полет, взлетев с аэродрома Казанского авиазавода. Полет проходил на высоте 600 метров и длился около получаса. Глава Минпромторга Денис Мантуров отчитался, что восстановлен полный цикл производства легендарного «стратега» с использованием модернизированных двигателей, систем управления самолетом, навигационных систем и систем управления вооружением.

Правда, уже через неделю то же Министерство промышленности и торговли попросило Арбитражный суд Москвы взыскать с ПАО «Туполев» более 5,8 млрд рублей по одному из контрактов на изготовление этого бомбардировщика. То есть буквально вчера самолет оторвался от земли, чему все, как по команде, аплодировали, а сегодня пришел иск за какие-то формальные нарушения при его постройке! Потому и непонятно – радоваться всему этому или огорчаться?

Ознакомившись с расследованием «Новой», приходишь к выводу, что все-таки – огорчаться. Потому что эффективность модернизированного Ту-160М более чем сомнительна. Стоит он, по самым скромным оценкам, $250 млн. По американским данным, стоимость полного жизненного цикла самолета превосходит его цену в 3–5 раз. Эксплуатация его тоже крайне сложна. Для подготовки вылета требуется до 15 спецмашин и три топливозаправщика. Подготовка полета длится много часов. На полет уходит более 100 тонн топлива! Поэтому использовать обновленный «Белый лебедь» явно будут только «по большим праздникам» – например, для ударов по территории США или тем же американским авианосцам.

Сегодня это уже не кажется фантастикой. Но сначала «стратегу» надо долететь к месту поражения цели. А поскольку летит он туда в наиболее экономичном режиме, РЛС ПВО противника будут способны обнаружить его на любых дальностях вплоть до радиогоризонта. Поэтому полет в сторону США через Средиземное море или Северную Атлантику исключен. Единственный вариант — лететь через Ледовитый океан. Однако там нашему «лебедю» запросто могут подрезать крылья средства ПВО Канады. Придется пускать дорогостоящие маловысотные крылатые ракеты сверхбольшой дальности. Но вероятность того, что они преодолеют ПВО противника и останутся непораженными, крайне невелика. Соответственно, невелика и эффективность дорогостоящей операции.

В расследовании «Новой» приведены и другие сугубо технические аргументы, подтверждающие бессмысленность применения дорогостоящего и малоэффективного «короля бомбардировщиков», как до недавних пор было принято называть Ту-160.

Король-то, на самом деле, голый! И все, на что он способен, это навести шорох на «заднем дворе» Вашингтона, слетав, например, в Венесуэлу. Из этого полета, осуществленного три года назад, кремлевские пропагандисты традиционно сотворили дутую сенсацию. О том, что «лебедушки» домой могли и не вернуться, став легкой добычей американцев, разумеется, никто не сказал.

Поэтому им давно пора на пенсию! «Новая» приходит к выводу, что России лучше полностью закрыть программу Ту-160М и на сэкономленные средства разработать несколько типов беспилотников, по которым у нас сейчас большое отставание.

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться