Главные новости России и мира сегодня

Кого поглотит пламя, возгоревшееся от искры на «Адмирале Кузнецове»?

То, что представители Минобороны как в рот воды набрали, и уже довольно длительное время никак не комментируют причины и последствия пожара на тяжелом авианесущем крейсере (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», свидетельствует только об одном: они не знают, что говорить!

Первоначальная попытка представить дело так, что и переживать, дескать, особо не о чем, что последствия пожара не станут катастрофическими для корабля, поскольку в результате него пострадали только те коммуникации, которые планировалось заменить, с треском провалилась. Источник в штабе Северного флота сообщил «Коммерсанту», что причиненный авианосцу ущерб может достигать 95 млрд рублей. Речь ведь идет не только о повреждении конструкций, но и о пострадавшем ремонтном оборудовании, а также выбывших из строя из-за травм военных и гражданских специалистах.

Произошедшее от искры при проведении сварочных работ возгорание, кроме того, унесло жизни двоих офицеров. И даже тот факт, что в причинах этого ЧП разбираются сразу несколько комиссий, показывает, что пламя от этой искры отнюдь не потушено, и может поглотить кого угодно…

Попадание сварочной окалины на оставленный в трюме мусор, откуда огонь перекинулся на электрокабели, и впрямь может сыграть в судьбе «Кузнецова» роковую роль. Поскольку причиненный ему ущерб практически равен стоимости этого старенького авианосца. Сегодня такой ТАВКР с учетом срока службы, износа и без наличия вооружения стоит около 110 млрд рублей. А ущерб – 95! Не случайно эта оглашенная кулуарно сумма, как пишет «Коммерсантъ», вызвала большое возмущение у командования ВМФ. Почему возмущаются? А потому, что пытаются уменьшить степень собственной вины. Представить дело так, будто ничего страшного не произошло.

Эксперты называют этот авианосец типичным примером истощенного актива. «Он был введен в боевой состав флота в конце холодной войны и на сегодня довольно сильно устарел, — читаем мы на сайте DoverMarina.com. — В первое десятилетие своего срока службы авианосец ржавел у причала, так как у Москвы не было денег, чтобы платить морякам, и уж тем более на обслуживание и модернизацию корабельной техники. Этот корабль сильно обветшал. С инженерной точки зрения он весьма ненадежен. Даже в лучшие свои дни он изрыгает клубы черного дыма — а это верный показатель. И судя по всему, «Кузнецову» очень не везет. Во время редких выходов в море его неизменно сопровождает буксир на случай поломки. Тот факт, что ему заранее высылают дорожную помощь, означает молчаливый вотум недоверия со стороны штаба флота. В прошлом году под авианосцем затонул сухой док — единственный в своем роде в России. Из-за этого западные комментаторы начали сомневаться в том, что у «Кузнецова» есть будущее. В конце концов, ни один корабль не может бороздить моря без регулярных ремонтов».

Впрочем, те же эксперты склонны считать, что все эти аргументы на принятие окончательного решения не повлияют. И экономическая целесообразность, читай – здравый смысл, как всегда, будет принесена в жертву целесообразности политической. Отправить «Адмирала Кузнецова» в утиль не решатся только по той причине, что это единственный российский авианосец. Без него, даже такого плохенького, Москва впервые за несколько десятилетий лишится авиации морского базирования.

Как после этого считать Россию великой морской державой? Как оставаться на равных с другими постоянными членами Совбеза ООН, у которых имеется, по меньшей мере, по одному авианосцу. Авианосцы того или иного типа есть даже у Индии, Бразилии и Японии — стран, которые по уровню военной мощи с Россией, кажется, рядом не стояли. Потому и расстаться с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в результате этого нелепого пожара будет очень трудно, каковы бы ни были его недостатки. Для этого нужна еще и политическая воля…

Ну да ладно. Нам ведь не впервой надувать щеки. Надуем и теперь. Вбухаем кучу денег ради того, чтобы продлить жизненный ресурс старенького корабля, и даже торжественно перережем ленточку после завершения его ремонта. Не исключено, что перерезать ее будет главком ВМФ адмирал Евменов, которому, по отзывам в соцсетях, за такое ЧП должна светить, как минимум, отставка. А министру обороны, как минимум – служебное несоответствие. Но пламя, возгоревшееся от искры на «Кузнецове», наверняка обойдет их обоих стороной. Крайними, как это у нас традиционно бывает, сделают только командира корабля да мичмана, недосмотревшего за той самой кучей мусора с промасленной ветошью…

Не худо было бы призвать к ответу и тех отечественных стратегов, которые за минувшие годы даже не озаботились тем, чтобы заложить на судостроительных верфях новый авианосец. Они почему-то только полемизировали, нужен ли вообще России авианосный флот, и насколько дорогое это удовольствие – вкладываться в его строительство.

Уж не дороже, чем в Олимпиаду или чемпионат мира по футболу…

 

Эрик Осипов

 

 

 

 

Вам также может понравиться