Главные новости России и мира сегодня

Как люди Шойгу топят российское судостроение

Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в военно-промышленных кругах известен своим крутым нравом. Директора оборонных предприятий боятся его как огня. Ибо договориться о чем-либо с этим «эффективным менеджером» из команды Сергея Шойгу попросту невозможно. Никаких аргументов он и слышать не хочет, а тут же, ни в чем не разбираясь, инициирует судебные разбирательства.

Некоторым экспертам это даже дало повод говорить, например, о том, что Минобороны всерьез взялось за то, чтобы… разорить только встающую на ноги отечественную судостроительную отрасль, задействованную, в том числе, в создании современных военных кораблей. В прошлом году ведомство Шойгу подало в арбитражный суд Москвы сразу шесть исков к питерскому судостроительному заводу «Пелла». Сумма претензий по самому «скромному» из них, сообщалось в СМИ, составляла 256 млн рублей. А самого крупного — 2,9 миллиарда!

Свой завтрашний день коллектив «Пеллы» напрямую связывал с производством для ВМФ России малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 типа «Каракурт». Предназначены они для поражения объектов противника в береговой зоне, уничтожения надводных кораблей и судов, искусственных стационарных и плавучих объектов. Кроме того, этот универсальный и многофункциональный МРК способен вести борьбу с диверсионно-террористическими силами, осуществлять поиск и спасение экипажей терпящих бедствие судов и летательных аппаратов. А главное его оружие — высокоточные крылатые ракеты дальнего действия «Калибр».

«Пелла» заключила с Минобороны госконтракт на производство семи таких кораблей. Первый МРК под именем «Мытищи» судостроители должны были поставить заказчикам осенью 2018 года. Но поставили на четыре месяца позже. По вполне уважительной причине. В официальном письме руководству Министерства обороны объяснили, что четкому выполнению условий контракта помешал официальный запрет на плановые испытания в Финском заливе и Балтийском море. Из-за чемпионата мира по футболу тогда действовали усиленные меры безопасности, в том числе, в окружающей Питер акватории. А после мундиаля новенький «Каракурт», чтоб порадовать глаз Верховного главнокомандующего, по команде сверху привлекли к участию в Главном военно-морском параде. Так что доводить МРК до ума пришлось почти на полгода позже назначенных сроков.

Тем не менее, в Минобороны крайними решили сделать именно заводчан. Возможно, в качестве образцово-показательной порки, чтобы другим неповадно было. Ведь ВМФ России должен получить около двух десятков корветов проекта 22800, которые пойдут на замену выработавших свой ресурс ракетных катеров проекта 12411 «Молния» и малых ракетных кораблей проекта 12341 «Овод». Помимо семи «Каракуртов» на «Пелле», еще пять строятся холдингом «Ак-Барс» на Зеленодольском заводе в Татарстане и судостроительном заводе «Залив» в Керчи. В 2017 году Минобороны подписало с этими предприятиями дополнительное соглашение на поставку «Каракуртов». Точное число кораблей при этом не раскрывалось. Еще шесть МРК должны быть построены дальневосточными верфями до 2026 года. Но что-то снова пошло не так…

АО «Восточная верфь» является основным поставщиком кораблей для морских пограничных сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота, поставляет боевые суда по линии Рособоронэкспорта. Немудрено, что бывший Владивостокский судостроительный завод выиграл конкурс и на поставку для Минобороны партии «Каракуртов».

И вот – новый поворот! Стало известно, что «Восточная верфь» готовится ввести режим неполной рабочей недели в связи с намерением Минобороны… расторгнуть контракт на строительство двух малых ракетных кораблей проекта 22800. При этом сумма расторгаемого контракта составляет примерно половину от общего портфеля заказов предприятия на ближайшие пять лет.

Профсоюзная организация, говорится в официальном сообщении на сайте предприятия, согласилась с введением режима неполной рабочей недели, чтобы сохранить за сотрудниками рабочие места. Ибо при сохранении классической «пятидневки» предприятию пришлось бы сократить до 500 сотрудников!

Сейчас «Восточной верфи» важно выполнить программу 2020 года и найти замену утраченному контракту, чтобы обеспечить штатную работу предприятия. Однако в любом случае Минобороны нанесло дальневосточникам настоящий удар в спину. Ведь расторжение контракта по «Каракуртам» серьезно нарушает все технологические процессы, действующие на предприятии, и фактически останавливает все процессы его модернизации. Естественно, люди серьезно потеряют и в зарплате.

Между тем, Минобороны может нанести по заводчанам и еще один чувствительный удар. В августе был спущен на воду построенный на «Восточной верфи» для Тихоокеанского флота шестой по счету противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». До конца ноября планируется провести достройку корабля, запуск и проверку оборудования, ходовые испытания, сдать корабль комиссии. И хотя коронавирус периодически вмешивается в логистические цепочки, замедляет поставку оборудования, врио генерального директора АО «Восточная верфь» Александр Лысенко уверяет, что сроки выполнения контракта будут соблюдены.

Но кто знает, как будет на самом деле? И не воспользуется ли господин Криворучко каким-то формальным поводом, чтобы нанести по судостроительной отрасли России новый удар?..

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться