Главные новости России и мира сегодня

Как «дядя Вова» оседлал войну. Почему жизнь «Уездного города Е» сводится к сборке-разборке автомата…

Тотальная пропаганда милитаризма на российском телевидении стала обычным делом. В новостях – сплошные учения или запуски новейших ракет, которые запросто могут стереть с лица земли кого-угодно и что угодно. В бесконечных ток-шоу – непрерывные стенания о том, что мы должны быть беспощаднее и решительнее. Вольфович, когда входит в раж, призывает бить всех без разбора, а Кургинян считает, что чуть ли не треть населения страны должны составлять резервисты, готовые при необходимости тут же стать под ружье.

Мы настолько прониклись всем этим, что уже и не вспоминаем Льва Толстого, назвавшего в своем великом романе войну противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием. Режиссеру-документалисту Дмитрию Боголюбову такая позиция русского классика весьма близка. В интервью «Настоящему времени» он рассказал, как ему пришло в голову исследовать феномен пропаганды войны и выстроенного на ней нового государственного патриотизма на примере жителей Ельни – захолустного городка на Смоленщине.

Его новый фильм так и называется – «Уездный город Е». И он пытается понять, почему, кроме политизированных лозунгов и воспитываемой ненависти к Западу, «Юнармии» и сборки автомата на скорость, готовности «повторить» и образа «врага у ворот», патриотического воспитания и лесозаготовок, в Ельне, собственно, ничего больше нет. Нет нормального жилья и больниц, школ и досуговых учреждений, стадионов и парков. А в Доме культуры, если и сделают какую-то театральную постановку, то она тоже обязательно будет… про войну.

— Единственное, что там может быть для детей, – это «Юнармия», — констатирует Дмитрий Боголюбов. — Отцы этих детей – половина из них в Москве работает, потому что в Ельне нет работы. Хорошей зарплатой там считается 12 тысяч рублей, и за это нужно на лесопилке пахать целыми днями. А детям, понятно, интересно на скорость автоматы пособирать. Как-то друг с другом хоть в чем-то посоревноваться – для растущего, развивающегося организма это нормально…

Кстати, это происходит и в Москве. Режиссер говорит, что мимо его дома каждое воскресенье проходит колонна «Юнармии», и это тоже считается теперь вполне нормальным. Началось это году в 2018-м. И по мере ухудшения экономической ситуации в стране, разрастается все больше.

— Все больше людей пишут в соцсетях о том, что у них в школе задали сочинение на какую-нибудь патриотическую тему, или надо какой-то стишок выучить, или что-то еще приготовить к 23 февраля или еще к чему-то, — рассказывает Дмитрий Боголюбов. — Этого больше становится. У нас есть еще регионы типа Краснодарского края, в которых просто ничего не может быть по-другому. Там уже люди поют «Дядя Вова, мы с тобой!» на школьных всяких мероприятиях.

По мнению режиссера, «дядя Вова» умело оседлал эту тему, поставил войну, которая, на самом деле, очень глубоко сидит в памяти нашего народа, себе в услужение, циничным образом манипулируя с ее помощью россиянами.

Поэтому режиссер обращает внимание на то, что в самом начале колонны «Бессмертного полка» всегда идет именно он — Путин!

— Да, мы не можем отнять того, что у него воевал отец, это факт, и вернулся инвалидом оттуда. Но Путин ставит себя во главе этого «Бессмертного полка». Там реально, наверное, полмиллиона человек собирается, и мы видим кадры, где все эти люди идут за ним. Он не идет где-то в середине, с краю, сбоку – он идет во главе. И это, на мой взгляд, самое циничное, что можно было придумать.

Но больше всего Боголюбов жалеет героев своего фильма. Не столько потому, что живут они бедно и неказисто, сколько потому, что у них очень заниженная самооценка, и даже общаются они с помощью каких-то заученных штампов, все время боясь ляпнуть что-то не то. Такое впечатление, что они вынуждены принимать правила этой странной игры, и иного выхода у них просто нет.

Зато они очень быстро разбирают и собирают автомат Калашникова…

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться