Главные новости России и мира сегодня

Дутая «Армата» стала жертвой безудержного пиара

Перспективный российский танк «Армата» на поверку оказался плодом безудержной эйфории и откровенного блефа, спровоцированного в 2014 году тогдашним вице-премьером по ОПК Дмитрием Рогозиным. К такому выводу пришел автор «Военного обозрения» Юрий Апухтин.

Впрочем, вывод этот лежит на поверхности, поскольку с «Арматой» в последнее время впрямь происходит что-то невразумительное – анонсированных еще пять лет назад (!) поставок танка в войска нет и в помине, а ссылки на отсутствие средств на финансирование этой программы выглядят весьма неубедительно.

Даже дилетантам было понятно, что с разрекламированным на весь мир танком возникли серьезные проблемы, но их старались не афишировать. Лишь на днях агентство «Mil.Press Военное» сообщило сенсационную новость: «Российский перспективный танк Т-14 «Армата» лишился возможности установки на него дизельного двигателя, создаваемого в рамках НИОКР «Чайка», поскольку последняя будет закрыта». Разработчики двигателя на Челябинском тракторном заводе в ответ на обращение агентства, похоже, огласили «Армате» приговор, признав, что «постановка двигателя на серийное производство из-за его недоработок и технически недостижимых параметров нецелесообразна». При этом научно-технический задел, появившийся при создании перспективного двигателя, пообещали использовать в дальнейшем.

Но это явно выглядит хорошей миной при плохой игре, поскольку еще 17 января американское издание «The Diplomat» сообщило, что поставки танка «Армата» в войска задерживаются не только из-за необходимости подготовки производственных мощностей. Причиной очередных задержек были названы
проблемы с силовой установкой, трансмиссией и прицельным комплексом Т-14, на которые указывали военные аналитики. При этом
«The Diplomat» фактически уличил во лжи главу «Ростеха» Сергея Чемезова, который в январе текущего года сообщил, что поставки в Российскую армию бронетехники на основе платформы «Армата» пока не начались, хотя буквально пару месяцев назад он же на голубом глазу уверял, что первая опытная партия T-14 поступит в войска в конце 2019-го — начале 2020 года.

При этом «Военное обозрение» напоминает: сменивший на посту вице-премьера в июле 2018 года профессионального журналиста Рогозина профессиональный военный Юрий Борисов сразу же заявил, что Вооруженные Силы не собираются массово закупать танки Т-14 из-за их дороговизны, предпочитая повышать боевой потенциал имеющейся военной техники за счет ее модернизации.

Кому в таком случае надо было верить? Или, как это традиционно водится в России, правая рука не знает, что делает левая? На минуточку, «Уралвагонзавод» должен был до конца 2021 года поставить 132 машины на базе платформы «Армата». И СМИ давным-давно стали сомневаться, что это может быть выполнено. Но как это опять-таки у нас в стране принято, все продолжали наводить тень на плетень…

«Все это говорит о том, что по танку имеются как технические, так и организационные проблемы, показушная спешка с объявлением о создании этого танка принесла ему больше вреда, чем пользы, — констатирует автор «Военного обозрения». — Создание такой сложной техники, как танк, требует усилий десятков специализированных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, испытаниями и производством узлов и систем танка. Для этого требуется сложнейшая кооперация всех участников проекта под руководством танкового КБ и строгое соблюдение определенных этапов разработки и испытаний. Достаточно провала работ по какому-то важному узлу или системе, и танка не будет».

И таких узлов, как выяснилось только сейчас, больше, чем достаточно! Все составные части танка, напоминает Юрий Апухтин, должны пройти на предприятиях-разработчиках этапы различных испытаний, и только по их результатам могут быть рекомендованы для установки на танк. Танк также должен пройти сначала заводские (предварительные) испытания, затем проводимые военными государственные испытания в различных климатических зонах, опытную войсковую эксплуатацию. И только по результатам испытаний он может быть рекомендован к принятию на вооружение и серийному производству. Но каких испытаниях могла идти речь, если НИОКР на упомянутый танковый двигатель «Чайка» были объявлены только в 2014 году, а о создании самого танка громогласно объявили уже в 2015-м?!

У нас впереди любых испытаний – что? Правильно, пиар!
Представители промышленности и военные, напоминает Юрий Апухтин, вместо вразумительных объяснений того, на каком этапе разработки и испытаний находится танк, все время только и твердили, что он скоро поступит в войска.

Злую шутку с «Арматой» сыграло и то, что ее сделали вишенкой на торте 9 мая 2015 года на параде на Красной площади в честь 70-летия Победы. С тех пор ее регулярно показывают на всех парадах, но никак не могут запустить в серийное производство.

Если сырой танк покажут и на параде к 75-летию Победы, это можно будет считать, как минимум, издевательством над здравым смыслом…

 

Эрик Осипов

Вам также может понравиться