Главные новости России и мира сегодня

«Чемодан без ручки» борется за живучесть и грозит издали пиратам…

Пока страна только выбирается из анабиоза новогодних праздников, с трудом возвращаясь в рабочий ритм, минобороновские пиарщики времени даром не теряют. Они услужливо выдают информагентствам десятки, сотни всевозможных сообщений на самые разные темы. Их общий посыл таков: россияне, спите и пейте спокойно, ваши союзники – армия и флот – не расслабляются ни на минуту!

К примеру, экипаж патрульного корабля «Василий Быков» Черноморского флота в эти январские дни провел учение по борьбе за живучесть. Был отработан сценарий, по которому в одном из отсеков корабля произошло возгорание и задымление. Учение по ликвидации очага возгорания прошло в специальном учебно-тренировочном комплексе на территории Новороссийской военно-морской базы. И ничего примечательного в нем нет, поскольку тренировки по борьбе за живучесть являются обязательными элементами боевой подготовки экипажей всех надводных кораблей и подводных лодок. Примечательно другое.

В состав ВМФ России патрульный корабль «Василий Быков» был принят перед самым Новым годом. Андреевский флаг на его борту подняли там же, в Новороссийской ВМБ, 20 декабря. А построили этот патрульный корабль на стапелях АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», и он является головным кораблём проекта 22160. На сайте Минобороны с гордостью сообщается, что это первый (и не последний) российский корабль, спроектированный и построенный с применением модульной концепции вооружения. То есть часть вооружения на корабле постоянная, но имеется и возможность разместить на борту что-то еще.

Утверждается также, что корабль предназначен для несения патрульной службы и выполнения задач по предназначению в дальней морской и океанской зонах. Вот с этим-то как раз и не согласны многие эксперты. Один из них на страницах «Военного обозрения» даже назвал новое приобретение ВМФ «чемоданом без ручки». «Флот, было дело, получал бесполезные корабли, — сокрушается он. — Бывало такое, что строил что-то на последние деньги. Но чтобы получить сразу серию бесполезных, почти неприменимых по назначению кораблей, в условиях сжимающегося бюджета, кораблей, которые не просто не влияют на безопасность страны, но косвенно делают её хуже – это близко к рекорду. Это – определённая планка, которую не так-то просто было взять. Такие глубокие падения бывают очень редко. Но это случилось, наш ВМФ смог это сделать».

С 2003 года, напоминает автор, задача защиты и охраны экономических и иных законных интересов государства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации поставлена перед ФСБ России, составной частью которой являются пограничные органы. С какой же стати, задает он резонный вопрос, этим заниматься Военно-морскому флоту? Для пограничников строятся корабли, спроектированные специально для выполнения таких задач, а сама ФСБ как раз и является правоохранительной структурой, в задачу которой входит обеспечение закона и порядка. Задача же ВМФ – воевать. Топить корабли противника, сбивать самолёты, выжигать береговую оборону, высаживать десанты и т.д.

По всей видимости, пиарщики Минобороны опомнились (или их руководство получило втык за то, что вторгается не в свою зону ответственности), и вскоре корабли проекта 22160 стали позиционироваться как «антипиратские» и «несущие модульное вооружение».

Однако использоваться против пиратов, утверждает автор статьи в «Военном обозрении», они могут весьма ограниченно, поскольку для большинства антипиратских действий, вроде конвоирования судов в открытом океане, их досмотра и т.д., они не предназначены. Пропагандистская машина Минобороны попросту вводит обывателя в заблуждение, и, разбирая в деталях «антипиратские функции» нового патрульного корабля, «Военное обозрение» убедительно это доказывает. Не случайно другие страны, имеющие подобные патрульники, в антипиратских действиях их не используют. Для этого применяются большие и тяжелые корабли, способные даже в шторм поднимать в воздух вертолеты и принимать их обратно.

Путем сравнительного анализа в статье убедительно доказывается, что корабль проекта 22160 весьма далек от требований к серьезному антипиратскому кораблю, а идея борьбы с пиратами с помощью одной лодки, одного вертолёта и пары отделений морпехов просто абсурдна.

В итоге для «Василия Быкова» и его не рожденных еще собратьев остаётся только одно разумное применение – носить в себе модульную пусковую установку «Калибр» для удара по наземным целям. Но тогда логичнее было бы поставить ее на десантный катер – эффективность та же, а цена вопроса в разы меньше! Да и толку больше, поскольку десантный катер может, как минимум, высаживать десант…

Оказывается, нет еще в природе и никаких ракетных модулей. Это тоже плод воображения ведомственных пиарщиков. «Опыт американцев с модулями для LCS говорит о том, что перечень находящихся в серии модулей обычно «дозревает» к моменту, когда головной носитель этих модулей уже надо списывать по старости со службы, — утверждает автор. — Тренд там такой. Кто-то думает, что мы сможем отработать модульную тему лучше, чем они?»

По его мнению, убоги новые патрульные корабли и с конструктивной точки зрения. Они построены по «гражданским» техническим требованиям. У них не предусмотрено такого резервирования систем, которое должен иметь боевой корабль, не реализованы в должном объёме решения по живучести. Например, оба дизеля находятся в одном машинном отделении, и, в случае поражения машинного отделения огнём противника или в случае пожара, корабль потеряет ход сразу! Не потому ли на Черноморском флоте и начали год с учения по борьбе за живучесть?..

И, наконец, самое печальное. По сообщению источника в Минобороны, цена одного патрульного корабля проекта 22160 составляет примерно 6 млрд рублей. Шесть кораблей первой серии – это 36 миллиардов, то есть примерно два корвета проекта 20380. Способных на очень многое. Но вместо них флот, ведомый полуграмотными адмиралами генерала армии Шойгу, закупает корабли проекта 22160, которыми ни с пиратами толком не поборешься, ни в боевых действиях не поучаствуешь.

«Василий Быков» будет продолжать бороться за живучесть у родных берегов. А российских моряков так и будут захватывать где-нибудь в районе территориальных вод Бенина, как произошло это 2 января…

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться