Главные новости России и мира сегодня

«Адмиралу Кузнецову» предстоит сгинуть в пучине тяжб и разбирательств?

Америка продолжает потешаться над военно-морскими амбициями Кремля. Например, политолог и отставной офицер ВМС США Брэдфорд Дисмьюкес, в статье, опубликованной Forbes, заявляет, что российский военный флот не представляет серьезной угрозы для американских боевых кораблей в открытом океане. Поэтому в случае открытого военного конфликта, если дело до него дойдет, американцам не стоит особо волноваться по поводу защиты своих конвоев от засад русских – их ржавеющие корабли толком атаковать не способны. Отставной американский военный напоминает, что в распоряжении ВМФ России есть лишь один не слишком безопасный и надежный авианесущий крейсер, который редко участвует в боевых маневрах. Другие же крупные военные корабли можно пересчитать по пальцам. 

Да, суммарно у Москвы около 360 боевых кораблей, а у Вашингтона 333, но они, отмечается в Forbes, гораздо крупнее и мощнее российских. Общее водоизмещение флота США – 4,6 млн. тонн, России – порядка 1,2 млн. тонн. Поэтому русский флот все больше становится региональным, не способным действовать на широких морских просторах. Небольшие ракетные корабли не отличаются выносливостью и не могут пересекать океаны – они вынуждены жаться к берегу. Флот США может нести на борту 12 тыс. ударных ракет, русские – лишь 3300. И выходя постепенно из строя, крупные российские корабли продолжают уступать место более мелким. Иными словами, флот мельчает…

Скажете – американская пропаганда? Отчасти – да. Однако внутри России информационный фон вокруг того самого единственного авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» мало чем отличается от этой пропаганды.

На днях гендиректор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что на ликвидацию ущерба после пожара на «Адмирале Кузнецове», случившегося в декабре прошлого года и приведшего к человеческим жертвам, будет потрачено 300-350 млн рублей. По его словам, пожар не повредил существенные конструктивные элементы корабля, поэтому на сроки его передачи ВМФ России это не повлияет.

«Военное обозрение» с этим категорически не согласно, утверждая: «Сегодня если что-то и горит на «Адмирале Кузнецове», так это сроки его сдачи в эксплуатацию. И причина – не очередные ЧП, а возникшие вокруг него споры о том, кому предстоит доводить до конца ремонт авианосца, превращающийся, похоже, в бесконечный процесс».

Издание напоминает, что находящийся в Центре судоремонта «Звездочка» авианосец стал заложником бесконечных разборок. Весной этого года между ОСК и компанией «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (И.И.С.), которая должна была возвести в Мурманске сухой док для его ремонта и модернизации, разыгрался конфликт, предметом спора в котором являются миллиарды рублей. Дошло до того, что представители И.И.С. обратились с жалобами на заказчиков в Генпрокуратуру и Совет безопасности РФ. Они обвиняют ОСК в том, что «Звездочка» вместо обещанных согласно заключенному еще в 2019 году контракту семи с лишним миллиардов рублей аванса перечислила лишь 2,6 млрд, да еще и не оплатила уже выполненные фирмой работы на сумму в 800 млн рублей. Кроме того, по словам владельца И.И.С. Глеба Евтушенко, заказчики затягивают сроки передачи его компании проектно-сметной документации, без которой проведение работ попросту невозможно. Есть и целый ряд других вопросов, без решения которых ремонт авианосца с мертвой точки не сдвинется.

«Военное обозрение» отмечает, что, по сути, это является ответом И.И.С. на попытки ОСК расторгнуть ранее заключенный с ними договор на постройку дока. Причиной этого тот же Алексей Рахманов называет то, что подрядчик не справляется с поставленными перед ним задачами: работ сегодня выполнено не более 10% от того объема, за который был обещан аванс. Даже свай для возведения дока забито очень мало! И, вообще, по мнению руководства ОСК, надо еще разобраться, на что потрачены 900 млн рублей из уже выплаченного аванса.

Рахманов уверяет, что смена подрядчика не повлияет на скорость работ по ремонту корабля: у него якобы уже имеются предложения от, как минимум, «трех серьезных отечественных компаний», готовых к лету 2021 года обеспечить стоянку «Адмирала Кузнецова» в надежном доке, отвечающем всем требованиям проектной документации. Хозяин И.И.С. утверждает обратное, говоря, что в случае разрыва контракта с его компанией, докование авианосца состоится не ранее 2022-го, а то и 2023 года. Намерения руководства ОСК он называет нанесением прямого вреда обороноспособности России и призывает власти не допустить расторжения договора.

«Военное обозрение» не берется судить, за кем в данной ситуации правда. Каждая из сторон приводит свои аргументы, кажущиеся весьма убедительными, и опровергает доводы оппонента, доказывая собственную правоту. Ремонт же тем временем практически не продвигается. ОСК, судя по проведенному тендеру, готова освоить только 250 млн рублей на очистку и покраску бортов корабля, ремонт некоторых надстроек и корпусных конструкций.

Издание констатирует, что это «вряд ли это можно считать прорывом в процессе превращения «Адмирала Кузнецова» в современную боевую единицу отечественного Военно-морского флота». Напоминает, что «именно такая цель ставилась при начале его модернизации». И задается резонным вопросом:
«Неужели грозному авианесущему крейсеру суждено сгинуть не в морских волнах, а в пучине бесконечных согласований, тяжб и разбирательств, пойти ко дну не от повреждений, полученных в бою, а под тяжестью становящихся все более неподъемными смет, калькуляций и расходов?»

И кто после этого хоть в чем-то опровергнет зубоскальство американцев?..

 

Максимилиан Шульц

Вам также может понравиться