Главные новости России и мира сегодня

Лебединая песня ВМФ

Специалисты бьют тревогу: военно-морской флот страны не просто стремительно стареет, военных кораблей уже не хватает для выполнения плановых оборонных задач.

России в будущем необходимо строить свои вертолетоносцы, необходимые для оперативной переброски больших групп войск, сказал в эфире радио «Звезда» президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Однако о том, когда конкретно наступит это будущее, он не сказал. Но смело можно утверждать, что если и произойдет закладка такого корабля, то не раньше 2028 года. Потому что в Госпрограмме вооружения на 2018−2027 годы после ее коррекции вертолетоносцев нет. Соответственно, нет и денег не только на их строительство, но и на проектирование.

Но в том, что вертолетоносец — это очень полезный для ВМФ России корабль, спорить с Рахмановым невозможно. И таких кораблей в России никогда еще не было. Два французских вертолетоносца «Мистраль», как известно, в связи с давлением Вашингтона на Париж проплыли мимо нашего флота. Правда, называть этот тип кораблей следовало бы не на «французский манер», а иначе — универсальными десантными кораблями (УДК).

Впервые они появились в США в 70-е годы с целью сокращения количества типов кораблей, которые используются для высадки десанта. До «эпохи УДК» одни корабли перевозили живую силу. Другие доставляли бронетехнику. Третьи — ударные вертолеты. Корабли-доки транспортировали десантные баржи. Для координации операциями, в которых принимало участие множество кораблей различного типа, использовались штабные корабли.

УДК самостоятельно решает все эти задачи. Разумеется, вместо барж теперь используются быстроходные десантные катера на воздушной подушке грузоподъемностью до 90 тонн.

Вполне понятно, что УДК стал очень крупным кораблем, уступая в водоизмещении только лишь авианосцам. Первый американский УДК «Тарава» имел водоизмещение в 39 тыс. тонн. Водоизмещение современного УДК «Америка» (запланировано 11 кораблей), начавшего поступать в ВМС США 5 лет назад, 46 тыс. тонн. Длина корабля — 257 м, ширина — 32 м. Экипаж — 1100 человек. Дальность плавания — 9500 миль. Максимальная скорость хода — 22 узла. Силовая установка газотурбинная.

УДК «Америка» — это мощное средство проведения крупных десантных операций. Корабль вмещает до 2500 морских пехотинцев и 60 плавающих БТР. Авиагруппа — до 53 различных летательных аппаратов, которые комплектуются в зависимости от решаемых задач. Среди них истребители с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, конвертопланы MV-22, взлетающие и садящиеся по вертолетному, транспортные, ударные и противолодочные вертолеты. Состав десантных катеров на воздушной подушке также переменный — от 3-х катеров с 90-тонной нагрузкой до 6-и с 55-тонной.

Высадка десанта производится с расстояния, недоступного для обстрела корабля береговой артиллерии. То есть километров за 30 от берега.

Необходимо сказать, что УДК необходимо придавать 1−2 корабля сопровождения, поскольку его силы самообороны невелики. Он оснащен 3-я зенитными автоматическими пушками калибра 20 мм, 7-ю пулеметами калибра 12,7 мм и 4-я корабельными ЗРК. То есть защититься при встрече с надводным ракетным кораблем или с ударной подводной лодкой самостоятельно не очень способен.

В общем, отточенное до совершенства оружие «мирового жандарма». И России, у которой после 90-х годов появились свои геополитические интересы, зачастую противоположные американским, такие корабли были бы кстати.

А что же нам предлагали французы? УДК «Мистраль» скромнее «Америки». Его полное водоизмещение — 21 тыс. тонн, длина — 199 м, ширина — 32 м. Дальность плавания — 5800 миль, скорость хода — 19 узлов. Экипаж — 160 человек.

Из защитного вооружения присутствует 6-ствольная артиллерийская установка калибра 30 мм, 4 пулемета калибра 12,7 мм, 2 зенитных пушки калибра 30 мм и 2 ЗРК «Симбад», по мощности эквивалентных ПЗРК «Мистраль».

Есть 4 катера длиной 27 м и шириной 7 м. УДК способен перевозить от 450 до 900 десантников. Авиационная группа состоит из 32 вертолетов.

Но и такой корабль стал бы существенным прорывом для ВМФ России в своем классе. Потому что «последний крик моды» — это большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711, введенный в строй летом прошлого года. Его водоизмещение — 5000 тонн. Длина — 120 м, ширина — 16 м. Способен перевозить до 13 танков или 36 БМП. Вмещает 300 десантников (это при том, что на «Америке» лишь госпиталь способен вместить 600 раненых).

Вооружение представляют артиллерийские установки калибра 30 мм и пулеметы калибра 12,7 мм. В авиагруппу входят один ударный вертолет и 2 транспортных.

Предполагается построить 6 БДК данного проекта. Но это, по сути, гонка за вчерашним днем, когда ВМФ СССР насчитывал два с половиной десятка БДК. При этом следует учитывать, что «Иван Грен» — это развитие проекта 1171, по которому начали строить корабли в начале 60-х годов.

Сейчас в наличии 16 БДК, хоть еще три и числятся в составе ВМФ, но они уже давно недееспособны. Чуть ли ни весь сохранившийся флот был построен в 60−70 годы. Похоже, свою «лебединую песню» он исполнил недавно, когда 16 кораблей, сильно изношенных, осуществляли доставку военной техники в Сирию. Эта транспортная операция получила неофициальное название «Сирийский экспресс». Теперь большей части этой «транспортной флотилии» требуется серьезный ремонт.

Так что переход десантного флота из стадии стагнации в фазу развития предполагает создание и строительство кораблей нового типа, то есть УДК. И о них уже давно мечтает и командование ВМФ, и проектные бюро, и предприятия судостроительной отрасли. Однако все упирается в финансирование. Которого по этой статье нет. И неизвестно, когда оно появится.

Соответственно, и разговоры на эту тему ведутся уже давно. А недавнее заявление президента ОСК о том, что «будем строить УДК», относится именно к жанру разговоров. Потому что 5 лет назад было объявлено о том, что в 2018 году будет заложен первый российский универсальный десантный корабль. Теперь вот говорят поосторожнее — когда-нибудь будет заложен.

Два наших КБ, специализирующихся на проектах авианосцев, в инициативном порядке разработали аван-проекты УДК. Невское проектно-конструкторское бюро назвало свой корабль «Прибоем». Крыловский государственный научный центр — «Лавиной».

«Лавина» имеет водоизмещение 24 тыс. тонн. Длина — 190 м, ширина — 33 м. Максимальная скорость — 22 узла. Дальность хода — 5000 миль, автономность — 60 суток. Экипаж — 320 человек.

Корабль способен доставлять к месту высадки от 500 до 800 морских пехотинцев и 50 БТР/БМП (или 25 танков). Авиационная группа состоит из 16 вертолетов — ударные Ка-52К «Катран», транспортно-боевые Ка-29, противолодочные Ка-27. Предусмотрены 6 скоростных катеров, которые совместно с вертолетами должны производить десантирование.

УДК «Лавина», предназначенный для дальней морской зоны, должен существенно облегчить проведение десантных операций. Однако за это придется изрядно заплатить. Крыловский ГНЦ оценивает стоимость такого корабля в 40 млрд. рублей. Что эквивалентно стоимости четырех атомных подводных лодок. Однако есть подозрение, что данной суммой дело не ограничится, и она существенно возрастет уже на этапе завершения ОКР. А уж когда начнется строительство корабля, то произойдет еще одна коррекция стоимости. При этом необходимо учесть, что для УДК необходимо будет построить корабли эскорта противолодочной и противовоздушной обороны.

УДК «Прибой» меньше «Лавины», его водоизмещение равно 14 тыс. тонн. Длина — 165 м, ширина 25 м. Меньше и авиационная группа, которая состоит из 6 ударных вертолетов Ка-52К и 4 многоцелевых Ка-27. А вот объем бронетехники Невское ПКБ обещает таким же, как и на «Лавине», — 50 БТР/БМП. Десантирование техники и морских пехотинцев осуществляют 4 быстроходных катера.

Строительство «Прибоя» должно обойтись дешевле, чем «Лавины». Однако не факт, что в обозримом будущем будет реализован какой-либо из этих проектов. И тут есть два отягчающих обстоятельства.

Во-первых, в связи с большими габаритами корпусов УДК их могут построить, пожалуй, лишь в Северодвинске. Однако там верфи до упора заняты строительством и модернизацией подводных лодок. Что считается более важным делом. Также в Северодвинске модернизируется авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и ракетные атомные крейсера проекта «Орлан».

Во-вторых, над «русским УДК» тяготеет злой рок. Уже давно в составе ВМФ мог находиться УДК проекта 11780 водоизмещением 25 тыс. тонн. В начале 80-х годов его начало разрабатывать Невское ПКБ. Проектные работы шли медленно — не только с остановками, но и с переделыванием уже почти достигнутого результата. Почти все десятилетие происходила ожесточенная борьба Генштаба, который хотел получить УДК, и Главкома ВМФ, которому был нужен только авианосец. В результате то делали плоскую палубу, то воздвигали трамплин, то опять его убирали… В результате дело завершилось ничьей — ни УДК, ни авианосца не было спроектировано до того, как грянула перестройка.

Так что судьба новых проектов Невского ПКБ и Крыловского ГНЦ покрыта мраком и неизвестностью. Порой все же говорят, что столь необходимый флоту корабль будет заложен в 2020 году. Но какой именно? Да и откуда возьмутся деньги, очень серьезные?

Однако всякое неожиданное в нашем ОПК порой случается. Министерством обороны было заказано 12 истребителей пятого поколения Су-57. И вдруг их стало 76. Может быть, в Кремле есть какие-то строго засекреченные фонды, предназначенные для вспомоществования самолетостроителям, кораблестроителям и производителям другой военной техники?

Источник: «Свободная пресса»

Вам также может понравиться