Главные новости России и мира сегодня

Военно-морская прорва: когда государство наведет порядок с ремонтом флагманов ВМФ?

Боеспособность российских Вооруженных Сил начинает вызывать опасения по той причине, что государство как основной распорядитель казенных денег, выделяемых на закупку и ремонт вооружений, явно не хочет или не может навести на этом рынке хотя бы относительный порядок. К такому выводу пришла «Новая газета», подчеркнув, что сопутствующая гособоронзаказу (ГОЗ) секретность и непрозрачность становится для участников рынка мутной водой, весьма благоприятной для коррупции и мошенничества. Ежегодно страна тратит на ГОЗ не менее полутора триллионов рублей, но при этом, судя по объему регулярно возбуждаемых уголовных дел и количеству судебных исков, значительная часть этих денег просто падает в прорву! И «вне конкуренции» здесь – ремонт флагманов Военно-морского флота. Бардак, который творится здесь, просто неописуем…

Только что в Мурманске арестован Евгений Зудин — гендиректор входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) АО «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод». Ему предъявлено обвинение в хищении 45 млн рублей при ремонте авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Того самого единственного нашего авианосца, который из-за своей ветхости гораздо больше времени проводит в доках, а не в походах.

В нынешний длительный ремонт, гордо названный модернизацией, «Кузнецов» встал сразу после единственного в своей истории боевого похода к берегам Сирии. На заводе должны были очистить топливные танки крейсера, наняли для этого неких крымчан, танки почистили, но якобы вместо фактически затраченных 13 тысяч нормо-часов в документах указали… на 10 тысяч больше, что и составило сумму ущерба — те самые 45 млн рублей. Мало того, «модернизация» эта, оцененная в 20 млрд (!) рублей, оказалась под угрозой срыва. Рухнувший башенный кран не только причинил «Кузе» многочисленные повреждения, но и фактически уничтожил док, в котором шел ремонт. На его восстановление ОСК затребовала еще 23 миллиарда, но, расторгнув в итоге контракт с подрядчиком, увязла в судебных спорах и разбирательствах.

Впрочем, «Новая» обращает внимание даже не на это, а на бестолковую циркуляцию бюджетных денег внутри замкнутой системы. Выступающая заказчиком и на 100% государственная корпорация поручает подрядные работы не кому-нибудь, а собственным «дочкам» (которые часто выступают единственными участниками торгов). Те, в свою очередь, перераспределяют средства между другими «дочками» все той же корпорации, изредка привлекая внешних субподрядчиков. В итоге все получают ГОЗ-навар, а дело… так и не движется!

В публикации упоминается и масса других уголовных дел, связанных и с несвоевременными платежами в рамках гособоронзаказа, и с многочисленными растратами, и с хищением 65 млн рублей при ремонте атомного ракетного крейсера «Петр Великий», и с незаконным предпринимательством при ремонте корабля Северного флота «Оленегорский горняк». Во многих этих махинациях, кстати, были замешаны офицеры возрожденных при Шойгу военных представительств. Возродить-то их возродили, однако должным образом не контролировали.

Но военпреды, в общем-то, сущие агнцы по сравнению с «эффективными менеджерами» оборонных предприятий, для которых ГОЗ стал полем для бесконечных криминальных экспериментов. В 2019 году, например, бывший замначальника отдела строительства кораблей центра судоремонта «Звездочка» Владимир Пантелеев был приговорен к пяти годам колонии общего режима за мошенничество на 60 млн рублей. По версии обвинения, он заключил с подконтрольными фирмами-однодневками фиктивные договоры на поставку судового оборудования. На самом деле эти комплектующие для судов безвозмездно передали «Звездочке» со складов ВМФ.

Сама «Звездочка» в том же году через суд взыскала с Минобороны более 6,7 млрд рублей по долгам за ремонт субмарины «Подмосковье». В качестве «ответки» военное ведомство поспособствовало тому, чтобы судоремонтный гигант оказался в реестре недобросовестных поставщиков, расторгнув с ним контракт на сервисное обслуживание и ремонт кораблей Северного флота. Сейчас в арбитраже слушается иск Минобороны к предприятию почти на миллиард рублей.

Конца-краю всем этим разборкам, кажется, не видно. Оттого и задаются журналисты резонным вопросом: когда на всю эту вакханалию обратит внимание государство? Или оно так и будет швырять миллиарды направо и налево?

 

Олег Нагорный

Вам также может понравиться