Главные новости России и мира сегодня

Ксения Шойгу сожалеет, что из «Гонки героев» не получается бизнеса…

Снег скоро окончательно сойдет, и по городам и весям страны начнется новая русская забава под названием «Гонка героев». Люди будут преодолевать многочисленные препятствия, валяться в грязи, и всё ради того, чтобы показать, какие они крутые! Но прежде, чем отправляться на маршрут «Гонки», кому-то что-то показывать и доказывать, неплохо было бы в деталях разобраться, чего это стоит. Стоит – в буквальном смысле этого слова. Сделать это поможет свежая публикация в журнале Forbes, посвященная бизнес-интересам младшей дочери нашего министра обороны Ксении Шойгу.  

По данным издания, лицом этого проекта девушка стала в 2013 году, приняв участие в организации экстремальных забегов вместе с банкиром и основным инвестором Юрием Новожиловым и бизнесменом из Калининграда Глебом Юном. Будучи в прошлом чемпионом мира и Европы по бразильскому джиу-джитсу, он и стал автором концепции «Гонок»: беговая трасса в 10 км с препятствиями в виде рвов, окопов, пятиметровых стен и колючей проволоки…

Чтобы провести первую гонку, на которую зарегистрировались почти 400 человек, нужна была большая открытая площадка, поиском которой и занялась Ксения. В 2012 году ее отец как раз перешел с должности губернатора Московской области на пост министра обороны, и, собственно, потому она быстро смекнула, что лучше военных полигонов для этой цели ничего не найти.

Первый официальный забег, состоявшийся в мае 2014 года на базе Таманской мотострелковой дивизии, сам папа Шойгу и благословил. И понеслось. Всего в 2014 году удалось организовать десять забегов с участием 12 000 человек, в 2015-м – вдвое больше, уже по всей стране. Быстренько наладили и выпуск спортивной одежды под брендом «Лига героев»…

Как сообщил собеседник Forbes, «первое время проект существовал без бюджетных денег и был коммерчески успешным, но многое зависело от военных». То есть – от папы. По словам собеседника, к бюджетным деньгам Новожилов и Юн всегда относились с опаской, в отличие от Ксении, которая «хорошо себя чувствует в этом». На том и разошлись. Юн с Новожиловым вскоре откололись, а «Гонку героев» зарегистрировали как автономную некоммерческую организацию.

Крупные и коммерчески успешные гонки с препятствиями Spartan Race или Tough Mudder, по данным Forbes, собирают от 5 млн до 8 млн участников в разных странах. Российский аналог, которым занималась Ксении Шойгу, собрал в 2019 году более 41 000 участников, в 2020-м — 35 000. Компания стала крупнейшим в России организатором любительских спортивных событий. Билет участника в Москве и Петербурге стоит в среднем 4000 рублей, в регионах — 2500-3000 рублей.

Основная статья затрат «Гонки героев» — строительство и подготовка трассы, а также организация работы фан-зон. Куда тут без папы?

В 2015 году РБК писал о существовании рамочного соглашения о партнерстве между «Гонкой героев» и Минобороны, согласно которому ведомство предоставляет инфраструктуру, технику и военнослужащих спортивных взводов, которые помогают участникам преодолевать препятствия. Но в пресс-службе «Гонки» это опровергли, отметив, что есть только соглашение с ЦСКА на организацию проекта «Игры героев» и проведение обучения инструкторского состава «Гонки» на территории манежа клуба.

«Полигоны по закону не имеют права зарабатывать на этом, поэтому предоставляют территорию в пользование безвозмездно, — объясняет Ксения Шойгу. — Но «Гонка героев» за свой счет строит трассы, которые переходят в собственность министерства, и в рабочие дни на них тренируются военнослужащие. С гражданскими локациями бывает и бартер: нам предоставляют площадку, а мы — трафик из тысяч людей. Обеспечиваем загрузку гостиницам и точкам общепита, входящим в структуру компании, которая владеет площадкой. Это нам снижает аренду».

Дополнительного финансирования на проведение «Гонки героев» Минобороны не выделяет, но у организаторов есть доступ к уникальным военным объектам. К примеру, для «Гонки героев» на Камчатке применялись беспилотные летательные аппараты «Орлан-10», которые контролировали с воздуха передвижения участников соревнований и передавали информацию организаторам. В Чечне забег провели на антитеррористическом полигоне — крупнейшем в мире центре подготовки спецназа.

По словам Ксении Шойгу, продажи билетов приносят «Гонке» около 40% выручки, 60% обеспечивают партнеры и спонсоры, среди которых РЖД, Газпромбанк, «Почта России», ‎Toyota, WorldClass и другие. Бюджетных средств проект не получает, подчеркивает пресс-служба «Гонок». Но до окупаемости еще далеко. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка АНО «Гонка героев» в 2019 году составила 215 млн рублей. Компания имеет два дочерних предприятия: ООО «Гонка героев» и «ЛГ Спорт Проджектс» — оба глубоко убыточные (74 млн и 93 млн рублей чистого убытка по итогам 2019 года соответственно).

«На Западе это бизнес, а здесь, к сожалению, бизнеса пока не получается, — призналась Ксения Шойгу журналу Forbes. — Я изначально занималась «Гонками» именно как социальным проектом. А место, где я зарабатываю деньги, — это банк и венчурный фонд».

И, надо полагать, неплохо зарабатывает, раз может себе позволить такие социальные проекты. Но это отдельная история…

 

Максимилиан Шульц

 

Вам также может понравиться